Рязанка Татьяна Горбунова собрала большую коллекцию редких кукол, пишет ГТРК «Ока». Паричковые и шарнирные, целлюлозные и виниловые — куклы, которые когда-то были практически во всех семьях. Дореволюционные композитные барышни, американские леди 30-х и 40-х годов, советские пупсы 50-х и немки из 60-х. Многие фабрики, выпускавшие эти игрушки, давно закрыты. А на полках поклонников кукол красуются яркие представители игрушечной индустрии.
У каждой куклы в коллекции Татьяны Горбуновой есть своё имя и история. Любая девушка или женщина, увидев эти полки, обязательно найдёт на них свою подругу детства. Наверное, самые узнаваемые — это целлюлозные и резиновые девочки из Советского Союза. Тогда десятки фабрик выпускали похожих друг на друга кукол. «8 марта», «Вятка», Днепропетровская и Загорская фабрика игрушек. С конвейера сходили Нины, Наташи, Лены, Мальвины и куклы-школьницы. Но примерно все они выглядели одинаково: недлинные синтетические волосы, пластиковые тела. Самая популярная игра с такими малышами была, конечно, в «дочки-матери».
А на соседней полке — мечта многих советских девочек — немецкие куклы. Длинные шелковистые локоны, виниловые тела, детально созданные наряды — фрау никто не пеленал, их гордо выставляли на полки и передавали из поколения в поколение. Жанны, Марты и Берты выпускали фабрики ГДР, и стоили куклы на порядок выше советских. Но несмотря на цены, очереди за очаровательными немочками выстраивались огромные.
— Я сама помню, как мама обещала привезти куклу. Время 12 часов ночи, а я сидела, носом приклеившись к окну, и ждала, пока мама выйдет из такси. Увидела её с коробкой, и моему счастью не было предела, — рассказывает Татьяна Горбунова.
И если собирать советских и немецких куколок сегодня — дань ностальгии, то иметь американок и британок начала и середины 20-го века — знак уважения к искусно созданным экземплярам. Куклы, мишки, солдатики вместе со своими маленькими хозяевами становились немыми свидетелями истории. Их привозили из-за границы, выкупали в блокадном Ленинграде, теряли в войну и находили на чердаках. Необычные истории добавляют кукле шарма и стоимости.
Татьяна Горбунова мечтает, что когда-нибудь в моду войдёт то, что было популярным в прошлых веках, когда у каждой молодой барышни обязательно была любимая кукла с целым гардеробом. Ведь это учило девушек быть женственными, ухаживать за собой и шить. А передавать кукол из поколения в поколение может стать отличной семейной традицией.