Городские очистные сооружения расположились на окраине Тамбова, за промзоной. Когда-то здесь была заброшенная территория. На таких очистные сооружения обычно и строят, дабы неприятный запах, обычный для подобных предприятий, не досаждал жителям близлежащих домов. Впрочем, со временем благодатную землю в округе облюбовали дачники, а несколько лет назад на соседнем участке появился зоопарк.
Что останется на решётке?
Основная масса стоков, которые приходят сюда, – хозяйственно-бытовые, то есть из жилого сектора. И лишь около десяти процентов сточных вод – из промышленных предприятий. Первая точка, куда попадает грязная вода, – решётки. Прозоры решёток составляют порядка одного сантиметра, и в них застревают так называемые твёрдые бытовые отходы. Тряпки, пакеты, крупные куски овощей и фруктов... Словом, всё то, что не должно оказываться в канализации, а значит, и в сточной воде.
Кстати, несмотря на модное веяние экономить воду, специалисты очистных сооружений советуют горожанам активнее пользоваться ею в своих бытовых нуждах. Ведь чем больше количество сточной воды, тем лучше будет работать канализационная система.
Впрочем, бывают и куда более неприятные находки вроде мёртвых животных. Особенно в сезон дождей и по весне – водные потоки в эти периоды более интенсивные и приносят всё, что смывается с улиц города. И если в обычное время объём приходящей сюда воды составляет около 85 тысяч кубометров в сутки, то в «горячую» пору очистные сооружения «перерабатывают» свыше ста тысяч кубометров стоков.
– Понятно, что за мусором на улицах уследить сложно, но вот килограммы яблок или крупная упаковка... Конечно, это всё не должно оказываться в канализации, – сетует начальник городских очистных сооружений Тамбова Игорь Щеголихин.
Кто «съедает» грязь?
После решёток стоки идут на песколовки. Здесь происходит очистка от более мелких загрязнений: песка и минеральных примесей. Они осаждаются, а вода направляется дальше. Технолог Маргарита Яцинина поясняет, что очистить воду от песка очень важно, чтобы оборудование очистных сооружений не подвергалось коррозии.
После песколовок сточная вода направляется в первичные отстойники.
Наш разговор с Игорем Алексеевичем происходит на улице: так наглядней. Проходя мимо первичного отстойника, он поясняет принцип работы сооружения. В течение полутора часов из сточной воды осаждаются взвешенные вещества, так называемый осадок, который удаляется в цех на обезвоживание. Одновременно происходит сбор жировых включений с поверхности отстойника вращающейся его частью, которая называется «ферма», она снабжена жироуловителем.
На этом заканчивается механический этап очистки и начинается очистка биологическая. Осветлённая вода поступает в аэротенки, где смешивается с микроорганизмами активного ила. За счёт жизнедеятельности микроорганизмов и происходит очищение воды от органических загрязнений. Иными словами, микроорганизмы просто «съедают» всю грязь – в основном соединения азота.
– Можно сказать, что именно в аэрационной системе мы из «мёртвой» воды делаем «живую», – шутит Игорь Щеголихин.
В свою очередь для поддержания самих микроорганизмов активного ила создана целая система их жизнеобеспечения. Специальные турбины подают воздух, необходимый также для перемешивания воды и для удаления продуктов метаболизма. На дне аэротенков установлены пористые трубы. Всю систему можно сравнить с работой аэрационной системы аквариума: кислород выбрасывается в воду мелкими пузырьками. Когда поры забиваются, пропускная способность становится меньше. К слову, в этом году трубы были полностью заменены и концентрация вредных веществ (ионы аммония) сегодня не превышает норму. В аэротенках сточная вода очищается в течение 6-8 часов, после чего направляется во вторичные отстойники.
От чистого истока
Во вторичных радиальных отстойниках в течение часа из воды удаляется активный ил, а биологически очищенная вода идёт дальше, в так называемые контактные резервуары, на обеззараживание. Движущаяся часть радиального вторичного отстойника делает полный оборот за 45 минут. Щётка перед колесом механизма очищает борт резервуара от падающего снега. А сам механизм во время движения собирает осевший ил со дна отстойника.
Часть осевшего ила насосами подаётся на аэротенки. А избыточный ил – в цех механического обезвоживания. После обезвоживания ила и осадка с первичных отстойников полученное вещество смешивают с опилками и в течение полугода компостируют, после чего получается ценное для сельхозпроизводства удобрение. К слову, подобная технология используется во многих странах.
В контактном резервуаре уже прозрачная вода обеззараживается гипохлоритом натрия. И спустя всего полчаса сбрасывается в реку. Полностью очищенная вода соответствует всем принятым экологическим нормативам, в частности – в сфере рыбнадзора. Безопасность и чистоту воды будто подтверждают утки, которые, по словам сотрудников очистных сооружений, живут на контактных отстойниках круглый год. И, к слову, подходя к сбросу, мы улавливали уже не зловонный запах стоков, а привычный речной.
Постоянный контроль
На каждом этапе вода, поступающая на очистные сооружения, подвергается лабораторному контролю. Без лабораторных исследований подчас сложно сказать, сколько реагентов и сколько времени необходимо для каждого этапа очистки.
Сегодня очистные сооружения города справляются с возложенной на них нагрузкой. После всех этапов очистки вода соответствует принятым и, кстати, довольно строгим нормативам. Впрочем, предприятию нужна серьёзная реконструкция. Дополнительные требования предъявляют появившиеся в последние годы чистящие средства, поверхностно-активные вещества (ПАВы), требующие и новых технологий очистки.
Фото автора