25-26 июня на исторической сцене Большого театра пройдет Международный фестиваль Бенуа де ла Данс. В преддверии церемонии вручения балетного «Оскара» председатель жюри Приза, худрук Программы, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова призналась aif.ru, что для нее в этой работе самое сложное.
Татьяна Уланова, aif.ru: — Светлана, третий год мы слышим разговоры об отмене русской культуры. Отменялись и ваши гастроли в Корее, на днях пришла неприятная новость из Словении. Несмотря на сложную мировую обстановку, Международный фестиваль балета Бенуа де ла Данс в Москве состоится в 32-й раз. Благодаря чему? Или вопреки?
Светлана Захаров: — Да, даже в наше непростое время Фестиваль Бенуа де ла Данс не перестал быть международным. Большинство участников с радостью согласилось приехать в Москву. В нашем хореографическом мире у исполнителей довольно жёсткий график. Кто-то давно запланировал гастроли или готовится к премьерам, ведь во многих театрах в июне еще продолжается театральный сезон. Тем не менее не все, но большинство номинантов Приза Бенуа выйдут на сцену 25 июня. Я считаю, что искусство может и должно служить средством общения, мира и дружбы, сближать человечество. И я рада, что именно так у нас на Бенуа и происходит.
А что касается отмены моих гастролей... Ну жалко зрителей, в первую очередь, они оказались наказаны... У меня гастролей не стало меньше. Недавно вернулась из Китая, там нас с восторгом встречала благодарная публика. Столько цветов, столько оваций, столько внимания я получила от китайских поклонников, что, когда мы улетали, я сказала себе: «Хочу сюда вернуться!». А еще я открываю для себя Россию, уже побывала во многих городах с выступлениями. И гораздо чаще меня можно увидеть теперь на сцене Большого театра и Мариинки.
— Среди членов жюри — представители Европы, Японии, Китая. Были ли сложности с их приглашением? Отказался ли кто-то приехать?
— Нет, слава Богу, никаких сложностей не было. Все, кого я пригласила в жюри в этом году, дали положительный ответ довольно быстро и с радостью. Никто не отказался.
— 25 и 26 июня зрители смогут увидеть на Исторической сцене Большого театра самые свежие и самые яркие работы со всего мира. Кого вы выделили бы особо? Кто, по-вашему, сможет удивить российских поклонников танца?
— Мне бы не хотелось кого-то сейчас выделять. Номинирование на Бенуа — важная ступенька в карьере и артиста, и хореографа, поэтому все, кто вошел в список номинантов, уже выиграли. Это значит, что их работа была замечена и оценена. А кто из них лучший — решит жюри. Мы не можем сейчас это предугадать, споры о том, кто лучше, порой бывают очень жаркие. Это такой живой диалог, в результате которого даже мое мнение может меняться. Иногда члены жюри не могут выделить кого-то одного, в итоге Приз присуждается сразу двум номинантам.
— Бенуа де ла Данс называют балетным «Оскаром». Значит ли это, что подобной премии в мире больше нет? Что она дает победителям?
— Да, это так, аналога Призу Бенуа в балетном мире нет. Это старейшая и очень престижная профессиональная награда. Стать лауреатом Бенуа — это значит получить международное признание. За новую работу часто номинируют совсем молодых артистов, благодаря Призу о них узнает весь мир, они становятся звездами. Ну и, конечно, для большинства исполнителей сама возможность выйти на Историческую сцену Большого театра и представить на ней свою работу — это большое событие. Она в мире такая одна.
— С 2022 года вы — Председатель жюри. Что самое сложное для вас в этой работе?
— Я очень много сил отдаю этому проекту. Помимо того, что я — Председатель жюри и художественный руководитель Программы, я еще и режиссёр гала-концертов. Сама отбираю каждый номер, обсуждаю его с артистами, придумываю. Наверное, самое сложное — находить на это время.
— В этом году вы выйдете на сцену с Артемием Беляковым. Причем Артемий — еще и постановщик танго на музыку Пьяццолы. А соло на скрипке исполнит ваш муж Вадим Репин. Продолжаете удивлять, Светлана?
— Да, это очень интересная композиция. Мы уже ее показывали в нашем с Вадимом совместном проекте «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Мне очень легко работать с мужем. Вадим — гениальный скрипач, невероятно внимательный и чуткий! Я всегда наслаждаюсь его блестящим исполнением и вдохновляюсь. Поэтому я рада, что в этом году на Бенуа он будет рядом.
— Зрителям фестиваля повезет — они смогут увидеть артистов лучших театров страны — Большого, Мариинского, Михайловского, Станиславского и Немировича-Данченко. Будут и работы, созданные специально для фестиваля?
— Да, и 25-го, и 26-го июня на сцене Большого театра будет показано много работ, которые зрители увидят впервые. Это и композиции, созданные специально для нашего Фестиваля, и российские премьеры. Новые номера готовят звезды Большого театра: Семен Чудин, Евгения Образцова, Артем Овчаренко. Максим Севагин — художественный руководитель балета Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко сам исполнит свою хореографию, созданную специально по моему заказу для Бенуа. Можно сказать, почти каждый выход — это своего рода премьера. И будет много сюрпризов. Например, мы увидим классический репертуар в исполнении японских и китайских артистов. Это тоже очень интересно. А наши артисты, наоборот, покажут современную хореографию. Когда меня спрашивают, на какой вечер лучше прийти, я всегда советую, если есть такая возможность, прийти на оба концерта. Эти два дня полны сюрпризов и премьер. Но они очень разные — и по настроению, и по хореографии.
— В начале июля вы планируете еще раз станцевать в балете «Ромео и Джульетта», премьера которого состоялась в апреле. Потом наконец сможете отдохнуть? Какие планы на лето?
— Если честно, пока об отдыхе не думала.