22 июня 1941 года в Литовской ССР началось восстание против советской власти. Востание было очень хорошо подготовлено, настолько, что многие города были очищены от советских войск ещё до подхода вермахта. Началось массовое истребление евреев, коммунистов и им сочувствующих. Литва была захвачена немцами всего за неделю. А как же сталинские репрессии и «всевидящее» НКВД?
Дело в том, что никаких особо массовых репрессий при нашей власти в Прибалтике не было. Ещё в 1938 году закончился период «ежовщины», и «органы» более-менее соблюдали советские законы. Зато местные нацисты, благополучно проскочившие через все «фильтры» нашей госбезопасности, никакими законами себя не обременяли. «Рекорды» НКВД были побиты в считанные дни, иногда — буквально за часы, и далее пошло сплошное «перевыполнение планов». Не останавливаясь на достигнутом, полицейские батальоны, сформированные из прибалтов, приступили к истреблению славянского населения в России и Белоруссии. Современные власти прибалтийских государств утверждают, будто население в ту пору отвергло «азиатскую Россию» и сделало «европейский выбор». Вот только произошло это потому, что немцев прибалты боялись гораздо больше, чем русских. За примерами не надо было далеко ходить — по всему прибалтийскому краю выросла сеть лагерей смерти. Саласпилс близ Риги, Девятый Форт в Каунасе, Клоога в Эстонии и десятки лагерей поменьше. Ну как тут не возлюбить «европейские ценнности» — вмиг загремишь в концлагерь! И детей отправят в Саласпилс…
Но продолжим про Литву. Успешно проведя восстание, местные националисты сформировали своё Временное Правительство. Которое было моментально разогнано немцами. Немцы фактически запретили литовский язык. Территория Литвы подлежала заселению немцами-колонистами, а самих литовцев предполагалось выселить в Россию. «Герои» антисоветского восстания 1941 года смотрели на это, но ничем, кроме фиги в кармане, немцев не беспокоили. Правда, надо отдать должное литовцам: попытка сформировать Литовский Легион провалилась. Народ в это воинство не пошёл.
Час освобождения Литвы пробил в июле 1944 года. Вскоре после освобождения Минска 3-й Белорусский фронт (командующий — генерал армии И. Черняховский) получил приказ идти на Вильнюс. Город брали 5-я Гвардейская танковая армия (ком. — П. А. Ротмистров) и 3-й Гвардейский мехкорпус (ком. — В. Т. Обухов). Вильнюс был важнейшим транспортным узлом, где сходились многие железные и шоссейные дороги, так что наступать дальше, не взяв город, было невозможно. Немцы это тоже понимали. Был даже выброшен воздушный десант в помощь городскому гарнизону.
7 июля начались бои на подступах в Вильнюсу. 9 июля город был окружён. И 13 числа всё было закончено. Было убито около 8000 немцев, 5000 взято в плен. На башне Гедимина был поднят советский флаг. Нашей добычей стали 156 орудий и много военной техники. Войска продвигались на запад, к Неману, к Восточной Пруссии. Очень хорошо показали себя французские летчики-добровольцы из полка «Нормандия». После этих боёв их полк стал называться «Нормандия — Неман».
Бои за Каунас были ещё более ожесточёнными, но 1 августа город был взят. Вскоре были захвачены небольшие плацдармы уже на территории самой Германии, и наши войска вышли к Балтийскому морю. Правда, вскоре немцы оттеснили наших от моря и от Германии, но недалеко. Большая часть Литвы с Вильнюсом и Каунасом осталась за нами. Таким образом, Литва, самая западная прибалтийская республика, была освобождена самой первой. Что она получила по итогам той войны?
Во-первых, свою столицу, Вильнюс. (До войны город был захвачен Польшей). Во-вторых, немецкий Мемель (Клайпеду) и выход к морю. В третьих, почти полвека нормальной жизни. За время, проведённое в составе СССР, население Литвы увеличилось почти на треть.
А как же стоны и плач по поводу «ужасов советской оккупации?» Может, нам не надо было присоединять эти республики к СССР в 1940 году? А они бы нас за это любили и уважали, и Гитлера бы не пустили на свою территорию? Увы, пустили бы. И немцев, и поляков, и вообще любого нашего врага. И сами бы с большим удовольствием поучаствовали с войне с СССР, если бы были уверены в победе. Исторические документы (и современность) это доказывают неопровержимо.
Что было бы, если мы не присоединили Прибалтику в 1940 году? Да, армии у них были небольшие. В мирное время. По штатам военного же времени суммарная численность прибалтийских армий могла составить 427000 человек. Которые были бы брошены против нас. А так немцы сумели набрать там всего три дивизии (Эстонский и Латышский легионы), не считая полицейских сил. Есть разница? Кроме того, немало сторонников советской власти успели эвакуироваться в СССР. Из них составили 130-й латышский стрелковый корпус, 8-й эстонский стрелковый корпус, 16-ю литовскую стрелковую дивизию. Воевали они вполне достойно. В боях за нашу советскую Родину погибли 21,2 тыс. эстонцев, 11,6 тыс латышей, и 11,6 тыс. литовцев. Нынешняя Прибалтика предала память этих людей.