Владимир Путин сделал очередные ходы на шахматной доске и нам всем придётся разбираться в их значении. Уже тот факт, что он не побоялся «менять коней на переправе», говорит о многом. Сначала в апреле-мае прошли отставки и даже аресты в ведомстве, а теперь вот новая волна.
Итак, 17 июня покинули свои посты первый замминистра военного ведомства Руслан Цаликов, замминистры Николай Панков, Павел Попов и Татьяна Шевцова. При этом Белоусов и Путин не убоялись рвать самые крепкие связки в ведомстве.
Цаликов служил вместе с уволенным в мае Сергеем Шойгу два десятка лет, соратник – проверенный. Он трудился вместе с Сергеем Кужугетовичем и в МЧС, и в администрации Московской области, когда недолгое время Шойгу был губернатором.
Руслан Цаликов уходит вслед за Шойгу
Панков работал в МО ещё с 2005 года, курировал главное управление кадров. Тоже давний «служака», но ныне колёса истории повернулись, перемены неизбежны.
Любопытна фигура уволенной Шевцовой, которая ведала финансами ведомства. Эта дама пришла в министерство во времена скандально известного министра Анатолия Сердюкова. Он и содействовал её «возвышению». Однако после ухода Сердюкова, Шевцовой удалось остаться на должности.
Попов проработал в минобороны 11 лет, он создавал Национальный центр управления обороной. Это структура генштаба, ведающая координацией действий ВС РФ.
В общем и целом, всё это были люди важные и нужные на своих должностях. И то, что их заменили – серьёзный знак. И не только для минобороны, но и для всех остальных структур.
Тех, кто сменяет отправленных в отставку, уже успели окрестить «финансистами». И это примерно верно описывает ситуацию. Но они, судя по всему, не только финансисты.
Леонид Горнин, ставший первым замминистра, действительно двигался вверх по иерархии власти на этой стезе. 51-летний уроженец Новосибирска; он был министром финансов региона и первым замгубернатора. Тот факт, что у него есть серьёзный региональный опыт, немаловажен, и ниже скажем почему.
Леонид Горнин
Ещё более интересна фигура новой замминистра, курирующей жилищно-социальное обеспечение военных. Анна Цивилёва пришла на место проштрафившегося Тимура Иванова, находящегося ныне в СИЗО. Но интересна не только этим.
Цивилёва по первой профессии – врач-психиатр и имеет соответствующую практику. Характерная особенность таких кадров в том, что они умеют работать эффективно и незаметно (а зачем провоцировать буйных пациентов?), да и повидали всякое, почти как на фронте.
Анна Цивилёва
Цивилёвой довелось и позаниматься бизнесом в крупных компаниях. Она – жена министра энергетики РФ Сергей Цивилёва, который был губернатором Кемеровской области. Сфера работы у неё теперь невероятно ответственная.
Ведь сложно что-то требовать от сотрудников в тылу и особенно на фронте, когда они и их семьи ждут обещанные государством квартиры по пять десять лет. А такое в том числе вменяется в вину предшественнику Цивилёвой...
Смежную с Цивилёвой сферу будет курировать назначенный замминистра Павел Фрадков. Ему вверено управление землёй Минобороны, её имуществом, строительством объектов инфраструктуры для военных нужд.
Биография Фрадкова тоже весьма интересна. Как мы помним, его отец, Михаил Фрадков, был руководителем службы внешней разведки РФ, налоговой полиции (пока она существовала) и правительства РФ в 2004-2007 годах.
Павел Фрадков
Павел Фрадков пошёл по стопам отца. Он окончил Академию ФСБ и Дипломатическую академию МИДа, специализировался на мировой экономике. Это не самое обычное для обывателя сочетание спецслужбистской и экономической квалификаций.
Последние годы перед назначением Фрадков трудился в Управлении делами президента РФ. Среди прочего эта структура ведает финансовым обеспечением работы президента и его администрации. В управлении Фрадков дослужился до должности первого зама управляющего.
«Фрадков... имеет значительный опыт... накопленный в ходе предыдущей работы в Росимуществе и в Управлении делами Президента», - говорится в официальном сообщении министерства.
Олег Савельев
Ну а аппаратные вопросы минобороны будет решать Олег Савельев. Это человек, в своё время работавший ревизором и политтехнологом. В частности, Савельев был руководителем аппарата Счётной палаты, замминистра экономического развития РФ. В своё время также занимался делами Крыма.
Бэкграунд этих лиц понятен, теперь главное понять – почему именно они и почему именно «финансизация» минобороны? Коррупционные правонарушения случаются много где, в том числе и в силовых структурах. Доказательств этому можно найти немало, просто посмотрев судебные хроники СМИ. Государство с этим злом борется и не без успехов.
Но полная, уж простите, «реконцептуализация» военного ведомства – шаг действительно неожиданный и сильный. Здесь нам на помощь приходит послание президента от 29 февраля с.г.
В нём Путин напомнил о судьбе СССР, который запутался в гонке вооружений и допустил дефицит бюджета в том числе из-за него. Кредиты от западных банков сделали крах того государства неизбежным.
Да, считать деньги и быть бережливым - важные навыки в наше время. Ими не могут манкировать даже военные
Нынешняя элита России боится повторения такого сценария. В данном случае такой страх – явление позитивное, так как оно стимулирует более правильные шаги.
Ведь те сведения, которые просочились в СМИ, действительно показывали угрожающие тенденции. Условно: нужно 5 тыс. единиц обмундирования, а его заказывается в два раз больше. Зачем?
Тут-то и понадобятся замы-аудиторы. В том числе – с региональным опытом. Многие исполнители гособоронзаказа находятся «на местах» и знание специфики не помешает.