15 мая завершился особый противопожарный режим, введенный губернатором в апреле. Но сухая жаркая погода не знает никаких правил и запретов. Причина пожаров – чаще всего человеческий фактор.
26 мая страшная трагедия разыгралась в деревне Свозня Гаврилово-Посадского района, в 25 километрах от райцентра. Спасатели прибыли на место через 20 минут после вызова. К тому моменту частный дом полыхал по всей площади. Огонь перекинулся и на соседнюю жилую застройку. Пожар, сообщает пресс-служба регионального УМЧС, тушили почти час. Погибла женщина. Пенсионерка находилась в доме вместе с десятилетней внучкой, которая обнаружила возгорание и побежала к соседям за помощью. Житель соседнего строения горящий дом покинул самостоятельно.
Как рассказала корреспонденту "ИГ" диспетчер Единой диспетчерской службы Гаврилово-Посадского района Светлана Шестакова, на пожар выезжал караул Александра Безбородова пожарной части № 42: "Всего к месту вызова привлекались 9 единиц техники и 20 человек".
"Бабушку и внучку привезли в Свозню на лето родственники, – объяснил корреспонденту "ИГ" начальник ПЧ № 42 Евгений Шатаев. – Женщина болела и не могла двигаться. Да, настоящая трагедия. Рядом были сараи. В деревне еще несколько домов, здесь живут и дачники. Место очень живописное. И могли заполыхать остальные дома. Мужики – молодцы! Отработали, как надо. В Свозне есть небольшой противопожарный пруд. В жаркую погоду многие такие водоемы сохнут. Не очень благоустроенный вид и у местного пруда. Но воды, чтобы заправить наши машины, хватило. Ведь запас жидкости для техники из райцентра не привезешь. Ближайший хорошо оборудованный пруд – в соседнем Бережке. Пришлось бы туда за несколько километров ездить, терять время. Но всё обошлось. Такие противопожарные водоемы должны быть в каждой деревушке, в каждом садовом товариществе".
Пожарным важно своевременно заправить машину водой.
Диспетчер ПЧ № 42 Варвара Астафьева рассказала, что в весенние дни выезды пожарных караулов были в основном на возгорания сухой травы. Такие страшные пожары, как в Свозне, больше, к счастью, не случались. Палы были и в самом Гавриловом Посаде. В райцентре, кстати, на улицах тоже есть пруды: "Здесь даже дикие уточки плавают. К примеру, на улице, где я живу, – на Завокзальной. Но такие водоемы важны прежде всего для заправки пожарных машин".
На улицах райцентра – кругом асфальт. Подъехать к прудам – не проблема. А вот к таким, как в Свозне, пожарным приходится добираться по колдобинам. "Конечно, никакого железобетонного пирса 12 на 12 метров, положенного по техрегламенту пожарной безопасности, здесь нет, – говорит Евгений Шатаев. – Зимой пруд промерзает до дна. Летом – пересыхает. Просто повезло Свозне, что вода с половодья сохранилась".
За противопожарную безопасность, в том числе за состояние прудов, отвечают администрации поселений. По техрегламенту каждый населенный пункт или СНТ должны иметь такой водоем, оборудованный по всем правилам. В деревнях, где проживает более 50 человек – даже два. Пирсы и подъездные пути – обязательное условие.
"Должна соблюдаться и зона обслуживания – 200 метров. Но дело в том, что у поселений не хватает средств. Дорога к пруду и пирсы – затратное дело. В итоге в лучшем случае большинство поселений и СНТ сегодня имеют пруды, которые редко чистятся. Никаких пирсов зачастую нет. Всё это очень грустно", – рассказал "ИГ" начальник отдела пожарной безопасности областного управления по обеспечению защиты населения Виктор Коцюк.
Областное управление по обеспечению защиты населения и противопожарной безопасности – это гражданская служба МЧС. Пожарные без погон, относящиеся к этому ведомству, работают в частях (гарнизонах) Тейкова, Кохмы, Гаврилова Посада, Пучежа, Старой Вичуги… Здесь зарплата ниже, чем в пожарных частях МЧС, и техника далеко не новая.
К примеру, в Петровском Гаврилово-Посадского района есть пожарная машина 30-летнего возраста. Но люди, как принято говорить, героически преодолевают трудности. Диспетчер Петровской части Алексей Гаранин говорит: "В мае мы выезжали на 13 пожаров. В основном это палы. К примеру, 31 мая – в Костромиху, 30-го – на Завокзальную в райцентре, а еще – в Володятин… Пруды есть практически везде, с обычными грунтовыми дорогами. Полоскать белье, конечно, здесь удобно".
Средняя зарплата гражданских пожарных – около 20 тысяч рублей при напряженных дежурствах. Начальник ПЧ № 42 Евгений Шатаев: "В нашей части – нехватка пожарных. Десять вакансий, из которых три – в Петровском".
Следят за состоянием пожарных водоемов областная прокуратура и ее органы в районах. К примеру, 9 февраля сотрудники прокуратуры Ильинского района выяснили, что пруды в Ильинском-Хованском, а также в деревнях Минчаково, Щенниково, Сениха содержатся ненадлежащим образом. В частности, к ним невозможно подъехать, чтобы набрать воду. Главы поселений получили представления. В отношении должностных лиц, ответственных за состояние пожарных водоемов, возбуждены административные дела о нарушении требований пожарной безопасности.
А, например, в Ново-Талицах Ивановского района пожарные возят воду для тушения за три километра!
Что сделано после проверок? Минчаково относится к Исаевскому поселению. Директор культурно-досугового центра Альбина Головина сообщила "ИГ", что пирс в Минчакове появился, дорога к пруду посыпана щебенкой. Глава администрации Щенниковского поселения Антонина Поназеева честно призналась, что ситуация по-прежнему плохая: "Правда, речь идет не о Щенникове, а о деревнях. Средств в бюджете поселения на исправление указанных нарушений противопожарного режима не хватает".
Оптимистичными выглядят слова главы Аньковского поселения Ильинского района Юрия Ложкарёва: "Прокуратура дала предписание исправить недостатки по пруду в деревне Сениха. Мы его углубили. В этом населенном пункте проживают 58 человек. Не считая дачников. Очень важно поддерживать водоем в порядке. Весной он наполнился водой. Надеемся, что не пересохнет. По нормам в Сенихе нужно строить второй водоем. Будем изыскивать финансовые ресурсы. У нас в Анькове – три водоема. Их тоже чистим. В деревне Перловка всего один жилой дом. Но мы к пруду сделали подъезд. Как и в деревню Малые Вязовцы. Больше 50 тысяч только на щебень из бюджета потратили. Питьевые колодцы строим. Каждый год на пожарную безопасность закладываем средства".
Еще три года назад прокуроры нашли серьезные нарушения в деревне Мясниково Лухского района. Состояние пруда исключало его использование в качестве пожарного водоема. Исковое заявление направили в Палехский райсуд с требованием обязать местную администрацию очистить пруд и вырубить разросшийся кустарник по его периметру. Райсуд удовлетворил требование прокуратуры в полном объеме. Администрация оперативно исполнила это решение и привела водоем в надлежащее состояние.
В прошлом году возникли проблемы в Бакшееве Фурмановского района. Здесь несколько лет назад вырыли пожарный пруд (деньги выделили из бюджета Панинского поселения – тоже после предписания прокуратуры). Но только воды в нем недостаточно. Засуха, мол, виновата, отвечали в администрации.
Представители надзорного ведомства установили, что водный источник обустроен с нарушением требований: к нему нет указателей, отсутствуют пирсы с твердым покрытием, а объем воды – ниже нормы. Прокуратура снова внесла представление главе Панинского поселения. После этого нарушения устранили, сообщает пресс-служба прокуратуры Ивановской области.
...Бюджеты поселений, конечно, не везде такие, как в богатых Ново-Талицах и Колянове. Хотя, как уже сказано, и в Ивановском районе приходится ездить за водой для тушения за три километра. Но справедливо говорит аньковский глава: статья на пожарную безопасность – важнейшая. И экономить здесь неуместно.
Грустно видеть и высохшие пруды в садовых товариществах. Свозить бы их председателей в дачный массив Дегтярёва Ивановского района. Дорога сюда, "ИГ" писала об этом 28 мая, ухабистая. Но зато на несколько СНТ – несколько роскошных больших водоемов.