Рынок практически уверен: Федеральная резервная система США поднимет процентную ставку в декабре, что подтолкнет американский доллар к новым высотам, а евро, впервые после 2000 года, — ниже паритета. Однако есть поводы скептически относиться к таким валютным прогнозам, считает главный экономист базирующегося в Дании Saxo Bank Стин Якобсен.
Он предполагает, что доллар достигнет пика стоимости в декабре, и напоминает, что в течение пяти из шести последних циклов ужесточения монетарной политики американская валюта достигала вершины в день первого повышения. «Судя по всему, сила доллара обратно пропорциональна динамике процентных ставок в США», — говорится в его статье «Учите историю — доллар упадет после повышения ставки».
Объясняя этот, на первый взгляд, нелогичный тренд, Якобсен указывает, в частности, на статус доллара как мировой резервной валюты: за пределами Штатов циркулирует больше долларов, чем внутри страны, и на мировом уровне большинство активов, обязательств и денежных потоков выражены в долларах. По мнению экономиста, «мир еще никогда за всю историю не был настолько зависим от американских долларов». «Я называю это «примитивной экономикой» — моделью, при которой никто не выигрывает от сильного доллара», — пишет он.
Якобсен объясняет, что укрепление доллара снижает цены на сырье, а дешевое сырье, в свою очередь, больно бьет по развивающимся рынкам и странам, экспортирующим энергоносители: в итоге они вынуждены сокращать экспорт. Это ведет к сокращению профицита, который они традиционно инвестируют в американские активы, указывает автор статьи.
«Повышая ставки, Федрезерв одновременно сокращает возможности экономического роста для остальных стран мира. Чтобы исправить ситуацию и вернуть баланс, необходимо ослабить доллар. Стоимость денег растет, а затраты на валютные операции снижаются, что позволяет нащупать новую точку равновесия», — рассуждает аналитик.
«Ирония заключается в том, что если история слабого доллара не повторится, то мы точно знаем, каким будет итог: мировая рецессия, падение цен на сырье, дефляция и очередной маржин-колл (по долларовым долговым обязательствам)», — предупреждает экономист. Он подчеркивает, что «на этот раз речь будет идти о мировой экономике, а не только о развивающихся рынках».