Сегодня, 2 декабря, в Москве на площадке «ДК на Трехгорке» состоялась встреча председателя комитета Государственной Думы России по международным делам Алексея Пушкова с московскими студентами. В дискуссии, посвященной конфликту в Сирии и борьбе с мировым терроризмом, приняли участие около 200 человек.
Мероприятие проходило в рамках арены мнений «Октагон», и, по словам модератора Ирины Володченко, эта встреча станет знаковой в связи с последними событиями, происходящими в мире.
Российский государственный и общественный деятель, председатель комитета Государственной Думы по международным делам, глава российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы, журналист, автор и ведущий аналитической программы, политолог Алексей Пушков заявил о том, что обстановка, происходящая сегодня в Сирии – это новая фаза в глобальном мироустройстве. «Сейчас начинается новая фаза – схватка за весь Ближний Восток и как он будет устроен. На кону и глобальное мироустройство. Почему все сошлось в Сирии? Здесь сходится круг крупных держав. Это понимают лидеры всех стран».
По словам Пушкова, ближневосточные государства превратились в «зону кровавого хаоса»: «Тунис, Ливия, Ирак, Палестина и другие. Ближний Восток сейчас – это результат 25-ти лет строительства американцами "демократии" в этом регионе».
Говоря об умеренной сирийской оппозиции, председатель комитета Государственной Думы РФ по международным делам отметил: «Единственная власть в Сирии – это армия Башара Асада. Другой силы нет. Представители так называемой Свободной сирийской армии на вопрос: "как вы относитесь к ИГИЛ", говорят: "хорошо, это наши братья". Разве они будут бороться с террористами?».
Алексей Пушков считает, что сирийцы должны сами определить свое будущее, а не Вашингтон.
Парламентарий также рассказал, что сейчас появилась тенденция к нейтральному арабскому названию террористической организации ИГИЛ, запрещенной на территории РФ, – ДАИШ (так ее называют в арабском мире). «Представители нашей мусульманской общины считают, что это образование не имеет права называться исламским государством. ИГИЛ так себя назвал, чтобы привлечь к себе внимание. Чтобы снять эту двусмысленность, в арабском мире стали называть ДАИШ. Это политически правильно перейти к нейтральному, арабскому названию».
Говоря о мнении, которое иногда высказывается, что может начаться третья мировая война, Алексей Пушков заявил: «Я не сторонник аналогий тревожного типа. Я читал такие высказывания. Тогда (в годы Второй мировой войны – прим. ред.) Европа дышала войной: она была нужна всем как способ решения накопившихся проблем. Сегодня войны в Европе никто не хочет. Самое страшное, что может произойти, — это конфликт между воюющими сторонами в самой Сирии. Во-вторых, болезненные фантазии о Третьей мировой войне существуют в США на уровне Голливуда, развлечений».
Поговорили студенты с парламентарием также о ситуации на Украине и об энергетической блокаде Крыма.
Студентам было интересно узнать также о том, когда наступит очередной этап расширения НАТО, на что депутат ответил: «Глава НАТО должен был надеть бронежилет и воевать в Сирии против терроризма – после того, как террористы атаковали Париж». По его мнению, НАТО – это составная часть политической национальной психологии, также очень важно видеть, что конечной целью энтузиастов расширения НАТО (а это, в первую очередь, США, Великобритания) является включение в свой состав таких стран, как Украина и Грузия.
«Вокруг Сирии собралось много игроков. Турция считает северную часть Сирии чуть ли не своей территорией – и они думают, что они могут влиять на политику страны. В ситуации на Ближнем Востоке нет абсолютного баланса интересов между существующими государствами, а без этого баланса нет и стабильной ситуации», – заключил Пушков.
Председатель комитета Государственной Думы России по международным делам Алексей Пушков:
– Россия борется с терроризмом на Ближнем Востоке, потому что терроризм не имеет границ, тем более, ИГИЛ не скрывает свои агрессивные цели. Это надо воспринимать серьезно, потому что это очень существенная угроза: то есть это воссоздание некой радикальной исламистской структуры, которая хочет уничтожить нынешние границы, привести к свержению действующих правительств на Ближнем Востоке и добраться даже до Европы. Россия тоже уязвима: мы находимся в зоне экспансии. Первая зона – Средняя Азия, если ИГИЛ консолидируется и получит возможность широко действовать в этом районе. Вторая зона уязвимости – это Северный Кавказ, откуда мы периодически получаем информацию об обезвреживании очередной группировки, примкнувшей к ИГИЛ. Чтобы сохранить безопасность в Средней Азии и на Северном Кавказе, мы предприняли эту операцию в Сирии: есть, конечно, и другие причины геополитического свойства, но, в частности, это сохранение нашей собственной безопасности.
Российские внешнеполитические действия были не произвольны, это было взвешенное решение, связанное с крайне неблагоприятным развитием обстановки в этом регионе, а также, на мой взгляд, с безответственной политикой Запада, который уже развалил Ливию и Ирак, а теперь хочет развалить Сирию. Все это глобальная угроза в отличие от регионального кризиса на Украине, именно поэтому столько государств предпринимают попытки в его решении.
Терроризм существует вне нормальной, привычной логики: он не идет по линии какого-либо государства, это не нападение зарубежной армии, которое можно предотвратить. Терроризм опасен тем, что вербует людей с радикальными настроениями и наносит удары совершенно без разбора, в ходе которых страдают мирные люди.
Я считаю, что встречи с молодыми людьми всегда необходимы и полезны. Если есть востребованность для такого рода анализа, то я никогда не отказываюсь выступить перед аудиторией (и не только молодежной).