В понедельник, в разгар принятия бюджета–2016, журналистов, кажется, больше интересовал не бюджет, а возможная отставка правительства. Как мы уже писали, все последние недели в кулуарах власти ходят слухи о том, что вскоре после принятия бюджета–2016 Лаймдота Страуюма подаст в отставку.
«Всякому правительству рано или поздно приходит конец. Когда это случится, я вас проинформирую», — заявила, отбиваясь от навязчивой прессы, сама глава кабмина.
Очевидно, что перемены в исполнительной власти назрели и даже перезрели, о чем в один голос говорят все политические наблюдатели, да и сами однопартийцы госпожи Страуюмы. Но также очевидно, что судьба данного правительства будет зависеть от расклада сил на конгрессе премьерской партии, который пройдет уже в эту субботу.
Как ожидается, лидер «Единства» Солвита Аболтиня в своем выступлении не только посыплет голову пеплом, признавая собственные ошибки, но и раздаст всем сестрам по серьгам — в том числе и Лаймдоте Страуюме. Фактически на конгрессе станет ясно, сколько однопартийцев из верхушки «Единства» поддерживают попытки Аболтини заменить премьера и провести нечто вроде ребрендинга и правительства, и самого «Единства».
Не секрет, что в «Единстве» как раз с этим единством ну очень большие проблемы. Внутри партии действует не менее трех группировок, часть ветеранов партии являются горячими оппонентами председателя. Достаточно сказать, что Аболтине на заседании сеймовской фракции даже не удалось принять решение об исключении из состава этой фракции Дзинтарса Закиса — фигуранта череды скандалов, связанных с подкупом избирателей. Не хватило ей голосов и для того, чтобы убрать из фракции еще одного провинившегося депутата — Вейко Сполитиса, который в свое время был пойман за езду в нетрезвом виде…
Если на конгрессе все–таки окажется, что за лидером «Единства» стабильное большинство, то руководство партии вынудит Страуюму подать в отставку. Это может произойти в ближайшие две недели, до Рождества. Полноценные же переговоры по формированию нового кабмина могут начаться в январе. За это время «Единству» предстоит подыскать для ушедшего в отставку премьера новую должность. Не может же бывший глава правительства вернуться в сейм рядовым депутатом. Если на должность премьера будет выдвинута сама Солвита Аболтиня, то тогда ее нынешний пост — главы комиссии сейма по нацбезопасности — как раз может занять Лаймдота Страуюма.
Смена правительства может стать чуть ли не спасением для «Единства», поскольку эта партия сегодня явно находится в стагнации и, как в интервью программе ТВ–3 NekA personIga признала сама Аболтиня, «Единство» нынче не определяет политическую повестку дня. Где новые идеи у партии? Где новые лица?
Новое правительство не только даст шанс «Единству» на возрождение, но и позволит расширить коалицию, что позволит ему избежать в дальнейшем ультиматумов от той или иной коалиционной партии. Аболтиня не скрывает, что хотела бы пригласить в коалицию Региональное объединение во главе с Мартиньшем Бондарсом. Очевидно, приглашение регионалов — это способ укрощения националов. Чтобы Райвис Дзинтарс и Ко не выкручивали руки по поводу беженцев. При наличии регионалов всегда можно пригрозить нацобъединению выбрасыванием из коалиции.
Ну хорошо, скажет читатель, будет новое правительство. А что это изменит в жизни простых латвийцев?
Во–первых, хуже, чем нынешнее правительство, работать уже просто нельзя. Поэтому можно ожидать, что ситуация хоть незначительно, но улучшится.
Во–вторых, власть, дабы показать отличие нового правительства от предыдущего, будет вынуждена начать принимать нужные для страны решения. В любом случае необходимо что–то менять — так дальше продолжаться не может. Напомним, что нынешнее правительство оказалось неспособным ни решить проблему с зарплатами учителей, ни найти оптимальное решение по развитию AirBaltic, ни наладить нормальный диалог с социальными партнерами, ни решить проблемы в здравоохранении. Более того, нынешнее правительство теперь вынуждено работать не в полном составе — Лаймдота Страуюма, как известно, уволила своего же министра сообщения Анрийса Матисса.
И еще один нюанс. Аболтиня может нравиться или нет, но факт остается фактом: она более решительный, жесткий и умный политик — и у нее министры «не забалуют».