История успеха «Анже» похожа на сказку — бедный клуб, не имеющий средств на покупку игроков, идёт на третьем месте в чемпионате Франции.
Финальный свисток Бенуа Бастьена вводит стадион «Жан Буэн» в невероятный экстаз. Тренер «Анже» Стефан Мулен потрясает кулаками в воздухе, вратарь Людовик Бютель радуется, будто только что выиграл Лигу чемпионов, а игроки «скоистов» бегут поздравлять друг друга. Кажется, сейчас и болельщики вот-вот выпрыгнут с трибун, забитых до отказа, на футбольное поле. За полгода до этого, когда Ги Нгоссо своим голом вывел «Анже» в Лигу 1, они уже высыпали на газон, чтобы отметить победу со своими любимцами.
Почему все так радуются? Всё просто — «Анже», команда с мизерным бюджетом, которого не хватает даже на трансферную политику, только что сумела сыграть 0:0 с «Пари Сен-Жермен». С клубом, который тратится налево-направо каждый год и буквально кишит звёздами. «Анже» — это главная сенсация французского сезона: к концу первого круга команда, не имеющая в составе ни одного игрока с большим опытом игры в Лиге 1, занимает 3-е место, а стадион «Жан Буэн», одна из трибун которого названа в честь Пьера де Кубертена, забивается до отказа.
Человек, который изменил всё
А ведь ещё 10 лет назад в городе Анже, что стоит на берегу небольшой речки Мен, болели футболом столько же людей, сколько в нашей Воркуте, — единицы. А взрослое поколение болельщиков «Анже» вспоминало времена, когда трава была зеленее, а клуб — играл в Лиге 1. Ну как играл — скорее барахтался, ставя в основном задачу не вылететь. Но с 1993 года, когда «Анже» всё-таки покинул Высшую лигу Франции, лифт забарахлил и стал ехать только вниз. «Скоисты» лишились профессионального статуса, а футбол в городе стал никому не интересен.
Многие клубы с подобными историями, попадая на футбольную свалку, умирали в муках, оставались без последнего болельщика и гнили в низших лигах без денег и перспектив. «Анже», к счастью, повезло — иначе и не было бы всей этой истории взлёта, которая больше похожа на сказку. Летом 2006 года на клуб нашёлся покупатель — французский бизнесмен Вилли Бернар. Именно с его именем связан нынешний подъём «Анже».
Секрет успеха Бернара прост — ещё ребёнком, обитая под крылом отца, работающего на заводе Renault, и матери, обычного кассира в Carrefour, он понял, что нужно считать каждую копейку, чтобы жить припеваючи. Повзрослев, Вилли и сам поначалу занимался физическим трудом, работая на фабрике по производству окон. Однако в 20 лет, вдохновившись оконным бизнесом, Бернар создал компанию AB Fenêtres, которая сделает ему весь достаток (и принесёт неприятности, но об этом позже). Вскоре его оконная фабрика обрела 350 сотрудников, миллион евро прибыли, а сам Бернар, вдохновлённый успехом, решил навязать конкуренцию IKEA — правда, та идея себя уже не оправдала.
Когда Вилли Бернару стало скучно развиваться только в оконном бизнесе, он решил купить футбольный клуб. И остановил выбор на «Анже», заплатив прежним хозяевам всего 700 тысяч евро. Бернару досталось незавидное наследство — клуб, имеющий статус любителей, обитающий в Лиге 3, без перспектив подняться наверх. Спустя четыре года «Анже» со скромным, но стабильным бюджетом закрепился в ранге середняка Лиги 2, а в Кубке Франции дошёл до полуфинала, сложив оружие лишь в матче с «Пари Сен-Жермен». А стадион «Жан Буэн» получил ещё одну новую трибуну — «Сен-Леонар».
Увы, Бернару не удалось искупаться в ваннах шампанского после выхода «Анже» в Лигу 1. Об успехе «скоистов» Вилли узнал уже за решёткой — в 2011 году выяснилось, что Бернар уклонялся от налогов, когда получал заоблачную прибыль от AB Fenêtres. Однако его дело перешло в руки очень умного человека, который не стал отходить от выбранного вектора развития «Анже».
Селекция на 0 копеек
Угодив за решётку, Вилли Бернар оставил «Анже» на плечах двух людей — президента Саида Шабана, которому нужно было сохранять финансовое благополучие клуба, и спортивного директора Оливье Пикё. И оба справляются со своими задачами. Но не декларируя свои амбиции на каждом углу, не заигрывая с журналистами. В «Анже» такие методы не ценятся.
Саид Шабан, ставший президентом «Анже» в 2011 году, — человек очень сдержанный. Он говорит мягко, спокойно, не повышает голос. Правда, и говорить Саид особо не любит — предпочитает доказывать свою работу делом. Когда «Анже» обеспечил себе выход в Лигу 1, а на поле домашнего стадиона «Жан Буэн» высадился десант радостных фанатов, было легко потерять рассудок. Однако Шабан, к которому подбежали тележурналисты, сказал: «Вы хотите сделать из нас героев? Да бросьте. К нам не нужно повышенного внимания — и так докажем, что кое-что можем. Главное для нас — не стать посмешищем в Лиге 1».
Неудивительно, что Шабана пугает шумиха вокруг «Анже» и его мощного старта. Саид в открытую говорит: столь высокое место «скоистов» в таблице — это случайность. Шабан уже вырезал из L’Equipe таблицу чемпионата Франции, в которой «Анже» идёт вторым, и повесил в своём кабинете на видное место. Но он уверяет, что 17-е место его тоже устроит. А главным событием сезона Шабан считает не победы над «Марселем» и «Лиллем», в которые ещё весной никто бы не поверил, а аншлаги на «Жан Буэн», согревающие его сердце. В 2006-м, когда в Анже объявился Вилли Бернар, на стадион ходило три тысячи самых преданных болельщиков. В этом сезоне на «Анже» в среднем смотрят уже больше 13 тысяч зрителей.
Из того же теста, что и Шабан, слеплен Оливье Пикё, менеджер «Анже», отвечающий за комплектование команды. Каждое трансферное окно начинается для Пикё с просмотра рынка свободных агентов. Это не желание сэкономить, а вынужденная мера — даже в Лиге 2 «Анже» считался одной из беднейших команд со скудным бюджетом, которого хватало только на содержание игроков, персонала и стадиона. Вот и сейчас, по подсчётам французской прессы, бюджет «Анже» — 23 млн евро на сезон. Немногим больше, чем у нашего «Амкара», например.
Так что не удивляйтесь, что за девять лет, которые Пикё работает спортивным директором «скоистов», «Анже» не потратил на покупки новичков ни одного цента. Однако при этом раз за разом попадал с новичками в «яблочко».
Работая над усилением команды, Оливье Пикё старается не изобретать велосипед. Так как «Анже» не обладает мощной скаутской базой, спортивный директор в основном ищет либо игроков из Лиги 2, которые неплохо себя проявили в других клубах, либо «сбитых лётчиков» из Лиги 1. Так в «Анже» появлялись такие люди, как Клаудиу Кезеру (один из лучших нападающих Румынии) или Жонатан Коджия, проданный этим летом в «Бристоль Сити» за 3 млн евро.
Этим летом Пикё не изменил себе. Ни один из 14 новичков «Анже» не стоил клубу и копейки. Однако многие из них пришлись в команде ко двору. Шейх Ндойе, который всю свою карьеру варился в CFA, Национальной лиге (3-й дивизион) и Лиге 2, оказался ключевым опорным полузащитником «Анже» и даже одним из лучших бомбардиров. Важную роль в новой команде играют форварды Билли Кеткеофомфон и Жиль Суну, а в центре защиты прижился Исмаэль Траоре. Очередной улов Пикё уже сейчас можно считать жирным и очень сытным.
Старая Мельница
В начале сезона, когда «Анже» поделил очки с «Ниццей» (1:1), главный тренер «орлов» Клод Пюэль разве что не плевался от манеры игры новичка Лиги 1: «Они вообще ничего не дают сделать на поле. Они не атакуют, даже не стремятся это делать. Для них главное — не победить, а сыграть 0:0». Однако 48-летнего Стефана Мулена, привившего «Анже» подобный стиль игры, эти слова мало волнуют: «Может, мы и не хищный зверь. Но мы — словно ёж, который всегда готов больно уколоть».
Стефан Мулен работает в «Анже» с 2005 года, но к главной команде его подпустили лишь в 2011-м — как раз в тот момент, когда первыми лицами «скоистов» стали Шабан и Пикё. До этого он работал с командой «Анже В», причём ту работу сложно назвать триумфальной — никто из его подопечных так и не дорос до топ-уровня. Однако под концепцию команды, которая спокойно делает своё дело, не выпячивая себя на обложки французских газет, Мулен подходил идеально.
Философия Мулена — в достижении победы всеми возможными способами. Он любит отмечать, что команда с менталитетом победителя будет любима болельщиками гораздо больше, чем команда, которая играет в атакующий футбол, но проигрывает матч за матчем. Поэтому неудивительно, что Мулен с первого сезона ставил «Анже» игру от обороны — к тому же было из кого её лепить. Как итог — «Анже», постепенно подбираясь к Лиге 1, решил задачу по выходу наверх в последнем туре прошлого сезона. Со 2-й по качеству защитой лиги.
Было бы странно, если бы в Лиге 1 Стефан Мулен решил сыграть иначе. Однако оборона «Анже» всё равно удивила всю Францию. Она под стать фамилии своего тренера — словно мельница, которая спокойно перемалывает все атаки соперника. Сломать такой механизм под силу немногим — за 16 туров «Анже» пропустил всего девять мячей (меньше только у «Пари Сен-Жермен», сверху донизу забитого звёздами), а голкипер «скоистов» Людовик Бютель засушил в воротах уже десять «сухарей» за сезон.
В чём секрет такой игры «Анже» в защите? Прежде всего — в очень компактных и грамотных построениях. «Анже» не стесняется забиваться в свою штрафную, отходить за линию мяча в 10 человек (нападающий обязательно ждёт у моря погоды), но при этом не позволяет растягивать свою оборону, грамотно закрывает соперников. Во всём чувствуется тренерская рука Стефана Мулена — он просит своих игроков сбивать соперников, но деликатно, подальше от штрафной, чётко выстраивает оборонительные построения. Этакий французский Курбан Бердыев, если угодно.
Так «Анже» играет при обороне своих ворот: четыре защитника в линию, два опорных хавбека (Мангани и Ндойе) за линией мяча, три игрока атакующей группы на подборе
Атака «Анже» не слишком вариативна — она полагается на стандарты и контратаки. Но оба аспекта игры отлажены Муленом до автоматизма. Из 14 голов, забитых «скоистами» в этом сезоне, семь забито со штрафных и угловых, ещё два — с пенальти. Фантастические цифры, если вдуматься. Конечно, стандарты в современном футболе приобретают невероятно важное значение. Однако такой процент реализации, как у «Анже», — это всё равно что-то за гранью разумного. Со скоростью у команды тоже всё в порядке — правда, контратаки часто задыхаются ещё в зародыше.
Как и подобает человеку с фамилией Мельница, Стефан Мулен с лёгкостью перемалывает все похвалы в адрес своей команды и себя лично. Он знает, что «Анже» до сих пор играет, как скромный новичок Лиги 1, и старается кое-что поправить. Мулен говорит, что следующий аспект, над которым он будет работать на тренировках — это владение мячом. Всё-таки 43% владения после 16 туров — это чёткая цифра, говорящая о желании команды сыграть проще, а если надо — и автобус поставить. Но этот автобус даёт результат.
Накануне приезда «ПСЖ» Мулен в свойственной себе манере говорил: «Матч с Парижем для нас — это игра сезона. Но наш соперник — из другой галактики. Я пытаюсь настроить игроков на подвиг, однако вы же знаете, кто выйдет на поле против нас». Судя по тому, что «Анже» не пропустил от парней из другой галактики, подвиг удался.
Кеткеофомфон и все-все-все
И всё же «Анже» — это не личный проект Стефана Мулена, который вылепил себе нужную команду. Его подопечные — не пластилиновые, а личности с характером, пробивавшиеся наверх через дорогу, усыпанную шипами.
Взять, например, Людовика Бютеля — вратаря «Анже», у которого в кармане уже 10 «сухарей» за 16 матчей. Он нашёл своё место под солнцем лишь в 31 год, а до того скитался по миру в поисках лучшей жизни. В 2004-м, когда Бютель провёл хороший сезон за «Метц», судьба занесла вратаря в испанскую «Валенсию». Однако тяжёлый удар по селезёнке в товарищеском матче от форварда «Пармы» Тонино Соррентино, по сути, поставил крест на карьере Бютеля в Испании. Он поиграл в третьей испанской лиге за «Эркулес», а потом вернулся во Францию.
В 2008 году Руди Гарсия приютил Людовика в «Лилле», но «северные псы» тоже были не его командой. Какое это удовольствие — сидеть за спиной Микаэля Ландро? Бютель продолжил скитаться по Франции — то в «Ним» уезжал, то в «Арль-Авиньон». Лишь в 2014-м Людовик наконец-то нашёл свою команду, подписав контракт с «Анже». Только сейчас футбольная Франция вспомнила о таком вратаре, как Людовик Бютель. Кто-то даже просит вызвать его на домашний Евро-2016, но сам Бютель, включая холодную голову, открещивается от этого. Неудивительно — кажется, трезвое мышление прописано в клубном кодексе «Анже».
Ключевой игрок защиты «Анже», Ромен Тома, и вовсе никогда не мечтал не то что о сборной Франции — даже об игре в Лиге 1. Он начинал карьеру в «Бресте», но оказался не нужен клубу — и спустился аж в четвёртый по силе французский дивизион, CFA. Видимо, три года, проведённые Тома в клубе «Каркефу», развили в защитнике не только футбольные навыки, но и характер. Тома стал будто бы Терминатором, которого просто нельзя сломить. 28 ноября Ромен получил в жёстком стыке по шее от защитника «Лилля» Ренато Чивелли, был увезён с поля на карете скорой помощи, а затем провёл ночь в больнице. 1 декабря защитник, как ни в чём не бывало вернувшийся в строй, помог «Анже» сыграть на ноль с «Пари Сен-Жермен».
Ещё один игрок-откровение в составе «скоистов» — капитан команды Шейх Ндойе. Будучи совсем юным, сенегалец ездил на просмотры в «Сток Сити» и Саудовскую Аравию, однако нигде не приглянулся, а в 23 года, устав от игры в родной стране, решил уехать хоть куда-нибудь. И обосновался в команде «Эпиналь» из CFA. Среди любителей Ндойе быстро почувствовал себя своим, а его прогресс не остался незамеченным — после трёх лет игры за «Эпиналь», к тому моменту поднявшийся уже в Национальную лигу, его подписал «Кретей».
За три года в «Кретее» Шейх стал не только опорным хавбеком, грызущимся за мячи в центре поля. Ндойе стал ещё и лучшим бомбардиром команды — в сезоне-2014/15 сенегалец забил 11 голов за сезон, войдя в топ-20 снайперов Лиги 2. Вдобавок он стал ещё и ментальным лидером «Кретея». Неудивительно, что этим летом Оливье Пикё взял Ндойе на мушку, а Стефан Мулен доверил ему капитанскую повязку. В «Анже» Шейх исполняет то же, что и в «Кретее», — заводит команду в раздевалке, выжигает центр поля и здорово ходит на стандарты.
Судьба Билайфона Кеткеофомфона ещё интереснее. Не пугайтесь, глядя на имя и фамилию, — его родители из Лаоса, но сам он родился во Франции. Лаосец на таком высоком уровне — это в принципе очень экзотично, а Билайфон (которого в стране зовут просто Билли) ещё и является продуктом французского футбола. Он учился в лучшей футбольной академии Франции, Клерфонтен, он был основным игроком «Страсбурга» в Лиге 2, он даже вляпывался в трансферный скандал швейцарского «Сьона», сыграв за него лишь один матч. С 2012 по 2015 год Кеткеофомфон был важным игроком атаки «Тура» из Лиги 2, а в этом сезоне уже закрепился в составе «Анже».
Список игроков, интересных своими судьбами, можно продолжать долго — в «Анже» их слишком много. Но здесь важны не сами личности, а то, насколько удачным получается коктейль из этих личностей. Команда «Анже» — очень обученная, грамотная, умеющая играть цепко и практично. Клуб «Анже» — стабильный, умеющий жить по средствам, не меняющий курс каждые полгода. Быть может, «скоистам» и не удастся удержать своё 3-е место и путёвку в Лигу чемпионов. Но всё происходящее с «Анже» — это сказка, в которую хочется верить, которую хочется видеть былью.