Правильнее всего смотреть на достижения города через призму бюджетных процессов. Ряд проблем, с которыми сталкивается администрация, не видны широкой общественности. Однако для профессиональной аудитории я бы хотела рассказать об исполнении бюджета Рязани и наших сложностях.
Светлана Дмитриевна Финогенова, начальник Финансово-казначейского управления администрации Рязани
Исполнение бюджета
Бюджет города Рязани на 2024 год утвержден по доходам в сумме 16,8 миллиарда рублей и по расходам в сумме 17,4 миллиарда рублей с прогнозируемым дефицитом в сумме чуть более 600 миллионов рублей, или 8,3% от собственных доходов. В настоящее время в результате уточнений бюджета города доходы и расходы бюджета увеличены на 1,2 миллиарда рублей за счет межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. Кроме того, на увеличение расходов были направлены 453,6 миллиона рублей остатков средств на счете бюджета, образовавшиеся на начало года.
По состоянию на 1 мая исполнение по доходам составило 27,5% от годовых бюджетных назначений, или 5,1 миллиарда рублей, по расходам — 29,5% (5,8 миллиарда рублей). Собственные доходы бюджета Рязани исполнены в объеме 1,98 миллиарда рублей, или с превышением плановых значений отчетного периода на 96,8 миллиона рублей (5,1%). Относительно прошлого года доходы выросли на 339,2 миллиона рублей, или на 20,6%. Столь значительный рост обусловлен несопоставимостью с данными прошлого года, так как тогда произошло падение поступлений налоговых доходов после введения единого налогового счета и проведения операций по сальдированию[1].
ЕНС и кадастровая стоимость земель
Мы начинаем привыкать к цикличности зачисления налогов в условиях ЕНС. Законодатель откликнулся на чаяния муниципальных образований о проблемах кассовых разрывов местных бюджетов. Внесенные изменения в части налога на доходы физических лиц, коснувшиеся установления двух сроков и приоритетности зачисления НДФЛ, существенно улучшили ситуацию с платежной обеспеченностью.
Вместе с тем по-прежнему есть проблема оперативного прогнозирования доходов. При отсутствии регламентированного порядка осуществления ФНС России зачетов единого налогового платежа в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате налога сохраняется элемент непредсказуемости зачислений денежных средств в бюджет, даты которых не всегда соответствуют установленным законодательством срокам уплаты налогов. Сложно спрогнозировать ситуацию с платежным балансом в те периоды, когда срок уплаты совпадает с праздничной датой (например, майские праздники) либо с календарной датой окончания месяца (февраль).
Вызывает вопросы и реализация механизма зачисления в бюджет земельного налога, авансовые платежи по которому рассчитываются налогоплательщиками самостоятельно и не всегда в необходимом размере. По этой причине при формировании по итогам года налоговых сообщений часто возникают ситуации с перерасчетом налога с последующим возвратом из бюджета. Мы очень ждем изменений налогового законодательства, усовершенствующих порядок посредством возложения обязанности по исчислению авансовых платежей на налоговые органы. Соответствующий законопроект уже инициирован Минфином России и Федеральной налоговой службой.
Большой проблемой для нас остается оспаривание кадастровой стоимости земельных участков и существенное снижение земельного налога, поднятие переплат на единый налоговый счет. Причем сегодняшнее налоговое законодательство позволяет осуществить возврат оспоренного налога за весь период применения оспариваемой кадастровой стоимости, что существенно бьет по казне муниципальных образований. Так, по вынесенным положительным судебным решениям относительно снижения кадастровой стоимости ожидается возврат земельного налога в текущем году в сумме более 700 миллионов рублей, что соответствует почти 10% налоговых и неналоговых доходов и влечет за собой риски исполнения расходных обязательств, включая социальные. Хочется отметить наличие правовой коллизии, касающейся даты начала применения новой кадастровой стоимости, установленной на уровне рыночной, в Налоговом кодексе (с даты применения оспариваемой кадастровой стоимости) и в Федеральном законе "О государственной кадастровой оценке«[2] (с года подачи заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной). Это касается всех муниципалитетов страны, поэтому государству придется искать безболезненные пути решения этой проблемы.
Структура доходов
Традиционно доходная часть бюджета складывается из налоговых и неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов (дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов). Если состав доходных источников остается на протяжении многих лет стабильным, то структура доходов претерпевает изменения по различным причинам (изменение бюджетного законодательства, методик расчета межбюджетных трансфертов, различные кризисные ситуации).
В бюджете на 2024 год налоговые и неналоговые доходы составляют около 40% от общего объема доходов, а межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов — более 60%. Если провести анализ структуры доходов за последние 10 лет, то четко прослеживается тенденция снижения доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета с 56,8% в 2014 году до нынешних показателей. Высокая доля межбюджетных трансфертов свидетельствует о поддержке местного бюджета со стороны всех уровней государственной власти Российской Федерации.
В структуре налоговых и неналоговых доходов превалирует налоговая составляющая с удельным весом 86,3%, имеющая объективную тенденцию к росту. Главным индикатором бюджета является налог на доходы физических лиц, имеющий стабильную позитивную динамику благодаря повышению номинальных и реальных доходов граждан. Кроме того, фактором возросшей значимости налога в текущем году стало увеличение норматива его отчислений в бюджет на 2,43% (с 17,57 до 20%). Доля НДФЛ в формировании доходов превысила 58%. Для сравнения: в 2020 году этот показатель составлял 47,7%. Доля имущественных налогов, напротив, несколько снизилась за последние годы: с 30,3% в 2020 году до 22,7% в 2024-м. Причина такой тенденции, как я уже говорила, кроется в оспаривании кадастровой стоимости земельных участков. Структурная доля доходов бюджета от субъектов малого бизнеса в виде специальных налоговых режимов сохраняется на уровне 7%.
Темпы роста неналоговых доходов уступают налогам по объективным причинам. В результате реализации муниципального имущества и земельных участков сокращается количество арендуемых объектов, являющихся главным источником формирования неналоговой составляющей бюджета. Снижаются доходы муниципалитета в виде отчислений части прибыли муниципальных предприятий в связи с их реорганизацией в другие формы собственности в соответствии с законом о защите конкуренции[3], а также передачей их в ведение региона из-за перераспределения полномочий в рамках закона об общих принципах организации публичной власти[4].
Расходы
Начиная с 2014 года бюджет города формируется в «программном» формате на основе муниципальных программ, что позволяет четко увязывать бюджетные ассигнования с результатами их использования для достижения заявленных целей. В городе реализуется 19 муниципальных программ. На реализацию программ социальной направленности в 2024 году предусмотрено более двух третей всех расходов бюджета — 69,2%. Большую их часть мы направляем на содержание учреждений образования, культуры, физкультуры. Также предусмотрели расходы на социальную поддержку граждан, строительство детских садов, школ, ипотечное кредитование. На программы поддержки отраслей экономики планируется направить 20,7% от годовых плановых назначений, и 8,6% — на реализацию программ общего характера.
К сожалению, по ряду объективных причин бюджет города на протяжении нескольких лет остается дефицитным, поэтому долговая политика Рязани направлена на своевременное обеспечение финансированием растущих потребностей бюджета, устранение диспропорций между доходами и расходами бюджета, связанных с изменениями, вносимыми в бюджетное законодательство РФ и законодательство о налогах и сборах.
Долговая политика
В настоящее время в структуре долгового портфеля Рязани преобладают коммерческие кредиты. По данным на начало текущего года — около 81%. Соответственно, в условиях жесткой кредитно-денежной политики ЦБ РФ остро стоит вопрос минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств. Для достижения поставленных целей активно применяются «дешевые» инструменты устранения кассовых разрывов. Например, это бюджетные кредиты на покрытие временных кассовых разрывов (в текущем году — 550 миллионов рублей), свободные остатки средств на счетах учреждений (максимальный объем привлечения — более 500 миллионов рублей), возобновляемые кредитные линии, когда средства привлекаются на срок от нескольких дней, а затем возвращаются кредитной организации.
Кроме того, решения о заимствованиях принимаются исходя их реальных потребностей бюджета города. По итогам исполнения бюджета за 2023 год, используя все перечисленные механизмы, удалось сократить расходы на обслуживание муниципального долга на 72,8 миллиона рублей и направить эти средства на решение других не менее значимых задач.
[1] Направление переплаты на погашение недоимки в бюджеты всех уровней.
[2] Федеральный закон от 03.07.2016 № 237‑ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
[3] Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».
[4] Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414‑ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».