«Только бы зуб не заболел» — мантра обычного человека с небольшой или даже средней зарплатой. Ведь поход в стоматологию может стоить очень дорого. Недавно главный стоматолог страны Олег Янушевич на форуме в Челябинске раскритиковал завышенные цены, а также сказал, что отечественные материалы не уступают иностранным. Корреспондентка NGS24.RU Екатерина Щербакова опросила трех красноярских стоматологов из разных учреждений: ведомственного, государственного и частного. Как они отреагировали на заявления главного стоматолога страны и какими болями поделились. И самое главное — стоит ли бояться ходить в государственные стоматологии и почему всё так дорого. «Не пойду в соседний кабинет»
Врач из ведомственной клиники согласился на условиях анонимности рассказать о состоянии дел в ведомственных и государственных бесплатных стоматологиях. Доктор говорит, что есть проблемы как с качеством материалов, так и с изношенностью оборудования. Также он пожаловался на условия работы — большую нагрузку и маленькое время на прием пациента. При этом он не считает стоимость лечения в частных клиниках завышенной и сам предпочитает лечиться именно у частников.
— В 2019 году была Универсиада в Красноярске, вот тогда под нее мы получили более-менее достаточное количество импортного материала. Он разительно отличается, естественно, по качеству, и пломбы, и дополнительный материал. Но уже два года как у нас практически всё кончилось.
Сейчас дали отечественный материал. Если бы мы были молодыми специалистами из деревни, которым не с чем сравнивать, может быть, сказали бы: «О, супер, это же световой материал, фотопломбы!». Но это совершенно небо и земля, он ни по цвету, ни по консистенции не выдерживает сравнение с зарубежными фотопломбами, непластичный, неполируемый. Поэтому соответственно это сплавляют в ведомственные либо городские поликлиники.
Даже мелкие расходники, например, эндодонтические инструменты, которые для работы в каналах предназначены, сильно отличаются. Иностранные хорошо гнутся, значит, гораздо реже ломаются в каналах. А у отечественных — либо другая сталь, либо другая обработка, после стерилизации они ломаются намного чаще. У нас даже установки не обслуживаются. Например, отделение получило две новые установки, но уже через два года сломался ультразвуковой скалер, которым снимают зубной камень, а наладить некому. Я за свои деньги заказывал этот прибор, потому что работать как-то надо. Также приходится покупать наконечники к ним. Вы сели бы в такую машину, которая пять лет не проходила техосмотр? Там не смазывалось ничего, не проверялось, пока не «крякнет»? — сказал наш источник.
Затем врач показал слюноотсос, перемотанный изолентой.
— Вот слюноотсос, он тоже сломанный, поэтому сам во рту не держится, приходится пациенту держать, а у него рука устает, — сказал доктор.
Также он показал, что из одного прибора для сушки зубов на установке капает вода.
— Вот тут вода у меня капает. Я сначала не обратил внимание. Но потом смотрю: клиент сидит, а на него капает. Он сидит, допустим, 40 минут, и к концу лечения у него уже нога мокрая, — пожаловался стоматолог.
— В государственных поликлиниках такая же ситуация?
— Ну, я не знаю, смотря какие поликлиники. Если, допустим, какие-то современные, наверное, закупают. А старые, на Мичурина, на Урицкого, там, скорее всего, устаревшее оборудование, конечно, кроме платных отделений. В государственной клинике дается 20–30 минут на больного. А если это, к примеру, многокорневой пульпит, то есть осложненный кариес, то его лечить минимум 1,5–2 часа со снимками, анестезией, прохождением каналов. Если зуб осложненный, а его нужно пролечить за 30 минут, то как он его будет лечить? Он не будет лечить три канала, хорошо, если один пройдет. Да и материал не очень. Соответственно будут пломбы выпадать. Например, ко мне пришел пациент, его жалко, у него и так зубов мало, вот ты начинаешь лепить конфетку. Назначаешь не 30 минут, а, например, выбираешь время в конце смены и уходишь на полчаса позже, чтобы был час на него.
По поводу слов главного стоматолога страны Олега Янушевича врач стал задаваться вопросами:
— А он не учел, сколько у них оборудование стоит — КТ, МРТ, микроскопы? Сколько они будут вырабатывать, чтобы хотя бы возместить себестоимость? И у них в клинике не вот такой шараш-монтаж, куда зайти страшно. И не такое оборудование, которое на износ работает. У них там есть микроскопы, аппарат КТ, термофилы, которые быстрее каналы заполняют. Они вкладываются в свое образование, ездят за границу и Москву на обучение. Конечно, в частной клинике всё импортное, всё дорого. Мы не знаем, какую они прибыль имеют, но вкладываются в оснащение клиники. Понятное дело, что я пойду лечиться туда, а не пойду в соседний кабинет, где мне не пойми что поставят.
Врач отметил, что, несмотря на дороговизну, люди берут кредиты и идут лечиться в частные клиники.
— Кто-то берет на машину, а кто-то предпочитает зубы сделать, — отметил стоматолог.
А некоторые вообще едут протезировать зубы в Китай. Но наш источник сказал, что это очень рискованно.
— В Китай очень опасно. Недавно женщина рассказывала, что ее бабушка с дедушкой поехали на три дня в Китай. И Китай [врачи] посмотрели, и им за это время две челюсти вставили. Не знаю, как они там протезируют, но на стоматологических форумах пишут, что могут ставить протезы просто на нелеченые зубы. Вы типа давайте, платите, а мы вам тут быстро сейчас наколбасим. То есть, обманывают, — сказал врач.
Также источник NGS24.RU рассказал о сложностях в работе стоматологов. Оказалось, свои подводные камни есть и в государственных, и в частных клиниках.
— Покажите мне такую поликлинику, где все довольны. Врачи работают с перегрузом, многие возрастные, происходит много инсультов, инфарктов. Пальцы постоянно в напряжении, появляются хондрозы, артрозы. Молодые, конечно, могут пойти в платные клиники. Но если туда приходит молодой специалист, он еще не умеет ничего руками делать, могут быть проблемы. Нам приходилось сталкиваться с тем, что наделали в платной клинике. Пожилые с опытом тоже туда не очень-то пойдут, потому что соцпакета как такового нет, отпуска не предоставляются, работают в основном на процентах.
Также есть врачи, у которых мало навыков, привыкли по старинке работать. В случае проблем пациенты будут подавать иски, если человек не овладел определенными навыками, ему страшно туда идти.
Наш анонимный источник отметил, что проблемы отрасли осложняются из-за роста цен.
— Я очень люблю свою работу, но мне страшно смотреть на то, как всё нищает. Посмотрите, как растут парикмахерские, стоматологии, аптеки. В итоге люди больные, люди лохматые и люди без зубов, — сказал врач. «Цена часто зависит от уровня желаний директора»
Главный внештатный стоматолог Красноярского края Дмитрий Власов также прокомментировал слова Олега Янушевича и в основном с ним согласился. Он рассказал, что развиваются стоматологические услуги по ОМС, а платные услуги в государственных клиниках по качеству могут конкурировать с лечением в частных, но по цене — заметно выгоднее. Также Дмитрий Власов рассказал, что большинство стоматологов работают именно в государственных клиниках, и зачастую это те же специалисты, которые принимают в частных. По его словам, всё больше красноярцев пользуются услугами государственной стоматологии.
— Я бы не сказал, что красноярцы предпочитают ходить в частные клиники. Выбирают из-за близости к дому, удобства, конкретного «своего» врача, независимо от того, в частной он или в государственной системе. Многие пациенты выбирают государственную стоматологическую поликлинику, потому что здесь проводится ежедневно санобработка, берутся бакпосевы, врачи проходят учебу, занимаются наукой, пациент может чувствовать себя безопасно.
Я понимаю, что уровень сервиса несколько лучше в частной стоматологии, чем в государственной. Но, например, в Городской стоматологической больнице № 1 много лет существуют платные кабинеты, и в них сервис, поверьте мне, не хуже, чем в частной стоматологии. А из-за выгодных цен в аналогичные кабинеты приходит всё больше и больше людей, — рассказал главный стоматолог края.
Дмитрий Власов прокомментировал слова Олега Янушевича о том, что появляется всё больше качественных отечественных материалов. Он рассказал, что в последние два года рынок существенно пополнился, но российским фирмам нужно еще развиваться.
— Мы сегодня работаем на материалах производства Китая, Индии, Бразилии, то есть производителей стран БРИКС, а материалы из Германии, Америки, Франции поступают в гораздо меньшем количестве.
Есть в линейке прекрасные материалы, дезрастворы российского производства, анестетик «Артикаин», опрыскиватели, растворы, полоски на зубы, лечебные пасты от гингивита и пародонтита российского производства, которые не уступают импортным. Также появились пломбировочные материалы, в том числе для пломбирования каналов. Одна-две системы имплантатов.
— А себе бы поставили отечественные или зарубежные материалы?
— Ну вот вы бы на какой машине хотели поехать? Мы все прекрасно понимаем. Но сейчас такое время. Есть что-то хорошее импортное, есть что-то хорошее уже и наше отечественное, — ответил Дмитрий Власов.
Дмитрий Власов рассказал о том, что многое делается для повышения качества услуг — как по ОМС, так и платных. Обновляется оборудование, ремонтируются помещения.
— Стоматология не входит ни в одни региональные и федеральные программы финансирования. Но за счет краевых целевых денег Министерство здравоохранения купило в прошлом году более 25 установок. В основном они отправились в районные центры по краю. Также по системе ОМС разрешено обновлять оборудование. Зарабатываем достаточно денег по платным услугам и тоже покупаем всё необходимое: стерилизационное оборудование, оборудование для пломбирования, каутеры, электрокоагуляторы.
В первую стоматологию купили дентальный микроскоп производства Германии, стоматологический компьютерный томограф. Там делают всё то, что в частных клиниках — развивается имплантология, лечение корневых каналов с помощью термофилов горячей гутаперчи, зубосохраняющие операции с помощью костных подсадок импортного производства, имплантология, работа на микроскопе, работа с помощью увеличения бинокуляров, виниры, протезирование на имплантатах. В детской стоматологии мы лечим кариес по системе ICON без сверления, также есть безболевой шприц для анестезии маленьких деток. Для некоторых категорий жителей края проводится льготное зубопротезирование очень качественными материалами.
Также изыскиваем деньги на ремонты. Конечно, поликлиники зачастую находятся на первых этажах хрущевок. Понятно, что фонд кабинетов ветшает, но мы находим возможности. Если вы зайдете в филиал на Парашютной, 64 или Спортивной, 184, вы скажете: «Это что, частная клиника?» Там очень хороший ремонт был сделан несколько лет назад.
Кроме того, единственные в крае запустили передвижной стоматологический автобус с оборудованием германского производства. Он выезжает в районы и оказывает услуги по ОМС, в том числе обязательно при осмотре проводится диагностика рака ротовой полости с помощи специальной иммунофлюоресцентной лампы. Я как главный стоматолог края рекомендую всем использовать этот метод, и директора около десяти частных клиник уже купили такое оборудование для бесплатной диагностики онкологии, — сообщил Дмитрий Власов.
Главный стоматолог края согласился с мнением Олега Янушевича о том, что цены в частных клиниках могут быть необоснованно завышены. Он отметил, что зачастую материалы не отличаются, а цены — на порядок.
— Все материалы, которые покупаются частными и государственными клиниками в Красноярском крае, их продают и завозят несколько фирм. То есть они одинаковые. При этом в частной стоматологии — непомерно завышенная цена, которая зависит только от уровня хотелок директора. По цене частная стоматология может быть не регламентирована законом. Вот сегодня, допустим, Иван Иванович, директор клиники, стоматолог, проснулся и говорит: «Баррель нефти подорожал на 15 долларов, значит, и я повышу цены на услуги, допустим, на 10%».
Например, постановка пломбы при кариесе в государственной поликлинике в платном отделении где-то около пяти тысяч. А такой же зубик в частной стоматологии будет от 12 тысяч. Здесь, мне кажется, закладываются маркетинговые, сервисные услуги, зарплата директора клиники и так далее. При том, что материалы одинаковые, — сказал Дмитрий Власов.
Корреспондентка NGS24.RU также спросила у Дмитрия Власова, почему некоторые врачи выбирают работать в государственных поликлиниках, хотя там меньше зарплата. Главный стоматолог пояснил, что большинство трудятся в государственных или совмещают.
— В государственных поликлиниках очень хорошие специалисты. В основном у них трудовая книжка лежит в государственной поликлинике, а в частной стоматологии они подрабатывают. Из 10 стоматологов-врачей только 2−3 работают исключительно в частной стоматологии. Другие — либо в государственной, либо совмещают. В частных клиниках может быть «черно-серо-белая» зарплата, и они зачастую официально не трудоустроены. Потом у них нет нормальной пенсии.
В городских поликлиниках зарплата у врачей индексируется вместе со всеми бюджетниками. И зарплата, я вам хочу сказать, немаленькая — в пределах 75−80 тысяч рублей плюс процент от платных услуг. С прошлого года всем выплачивается также социальная выплата около 14 600 рублей, есть существенные надбавки сельским врачам.
Сейчас многие врачи понимают, что чем 2−3 клиники оббегать, лучше работать в государственной. Он отработал смену и переходит в платное отделение, если хочет, — сообщил главный стоматолог края.
Дмитрий Власов также рассказал о стоматологическом туризме. Выяснилось, что красноярцы ездят за границу делать зубы всё реже, а вот иностранцы в Красноярск — всё чаще.
— Тема медицинского туризма была особенно популярна несколько лет назад, но уже сходит на нет. Люди ездили в жаркие страны. Там в течение трех дней им ставили импланты, коронки, виниры. Но где-то через полгода они приходили и приносили нам в руках или в кармане эти импланты, эти челюсти, виниры и коронки. Потому что там всё делалось наскоро, некачественно, и основная цель была — заработать, пока человек расслабленный и отдыхает, — рассказал главный стоматолог края.
— На территории Красноярского края мы тоже сейчас активно развиваем медицинский туризм, связанный со стоматологическими услугами. Сюда приезжают пациенты из дальнего и ближнего зарубежья, в том числе Германии, Италии, Франции. В западных странах непомерно высокие цены на стоматологические услуги. Во-первых, у нас дешевле, во-вторых, у нас две системы — это Франция, Axiom, и вторая система — австро-германская. Мы ездили каждый год и стажировались в ведущих центрах Берлина, Франкфурте-на-Майне, и во Франции, — сообщил Дмитрий Власов.
«Возможно, если бы он был практик, он бы понял»
Врач из клиники «Альдента» Диана Чивчян также прокомментировала слова Олега Янушевича о завышенных ценах. Она отметила, что в подсчетах себестоимости явно были не учтены все затраты, а также рассказала, как часто врачи ездят на обучение и сколько это стоит.
— Понятие «дорого» для всех свое. Чем проще ситуация с зубом, тем дешевле и тем долговечнее результат. Полечить кариес в среднем стоит 10 тысяч рублей. Ну вот, считайте, насколько это дорого. Сходить в магазин же тоже дорого бывает, правильно? Волосы красить дорого раз в два месяца. Я сама лично крашу за большие деньги, чем стоимость пломбы. А пломба служит, к примеру, 10 лет. Поэтому понятие «дорого» относительно.
В озвученной себестоимости многое не учтено — это зарплата, установки, оборудование. Ведь, купив материал, пациент не сможет сам себе пломбу поставить? Сложно сказать по поводу 560 рублей, потому что только импортная анестезия по закупочной цене стоит 500 рублей за укол.
Также плата за обучение в мединституте в этой себестоимости не учитывается. Это вырвано из контекста, просто теоретическая позиция, мне кажется. Если бы, допустим, человек был практиком, возможно, он бы смотрел шире на этот вопрос, — считает врач.
Диана Чивчян рассказала, что врачи постоянно учатся, зачастую за свои деньги. Опытному стоматологу достаточно проходить обучение 1−2 раза в 1−2 года по его специализации, чтобы быть в курсе новых материалов и техник.
— Молодой врач, который работает 3–4 года, должен обучаться чаще — 2–3 раза за год. Стоимость обучения — от бесплатной до бесконечности. Недавно я видела в Москве учебу по винирам два дня за 350 тысяч рублей. Обычно в среднем обучение стоит, наверное, от 50 до 150 тысяч рублей. Плюс дорога и проживание, — сообщила доктор.
Врач рассказала, что, действительно, иногда пациентам приходилось брать кредиты, чтобы оплатить лечение.
— Есть варианты, что кредиты берут, я не знаю, примерно, может быть, человек 5−10 в месяц. Около 500 тысяч в месяц, наверное, на три-четыре кресла, — рассказала врач.
Из бесед со стоматологами стало ясно, что у красноярцев есть самое главное — выбор. Если ситуация несложная, то вполне можно пойти и полечить зуб бесплатно по ОМС. В нашем окружении люди делают так всё чаще. В других случаях можно выбрать платные услуги в государственной стоматологии, либо отправиться в частную. Самое главное — найти своего врача, которому доверяешь. Также стоматологи посоветовали регулярно приходить на осмотры и максимально заботиться о гигиене зубов, тогда людям не придется выкладывать огромные деньги за лечение запущенного кариеса. Хотя бесплатная медицина у нас вроде как есть, но лучше брать пример с жителей стран, где стоматология очень дорогая, и начинать усиленно чистить зубы.
Ранее главный стоматолог России Олег Янушевич также рассказал, что клиники зачастую навязывают пациентам излишние услуги и только 20 процентов установок брекетов оправданы.