В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией, который ежегодно отмечается 9 декабря, в «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая теме борьбы с коррупцией.
Участие приняли:
- Ермолаев Александр Викторович, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Челябинской области;
- Лекарь Денис Андреевич, начальник отдела по борьбе с коррупцией Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД Челябинской области;
- Московский Олег Евгеньевич, эксперт по противодействию коррупции;
- Баст Мария Сергеевна, руководитель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека и приемной «ЧИСТЫЕ РУКИ»;
- Темников Андрей Юрьевич, адвокат Коллегии адвокатов «Триада»;
- Катанэ Василий Александрович, председатель Совета Челябинской областной общественной организации ветеранов «Боевое братство».
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы.
За 2014 год на Южном Урале было возбуждено больше пятисот уголовных дел коррупционной направленности. Каковы предварительные итоги 2015 года?
Ермолаев А.В.: На сегодняшний день по области зарегистрировано 615 преступлений коррупционной направленности. За весь прошлый год таких преступлений было 610. Самые тяжкие преступления – это преступления против госвласти, злоупотребление служебным положением. За этот год в регионе выявлено 117 преступлений, связанных с получением взятки (на 33% меньше, чем в прошлом году), 119 преступлений, связанных с дачей взятки (на 21% больше) и 7 преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве (на 133% больше, в прошлом году таких преступлений было всего 3). Правоохранительные органы также выявили 20 преступлений, связанных со злоупотреблением служебным положением (на 52% меньше, чем в прошлом году). На 30% уменьшилось число выявленных фактов служебного подлога. Рост отмечается по хищениям, мошенничеству (142 эпизода, больше на 43%), присвоению (87 преступлений, это больше почти на 30%) и растрате с использованием служебного положения. в 2014 году было больше преступлений в крупном и особо крупном размере: «В этом году размер ущерба снизился – за десять месяцев этого года ущерб составил более 317 млн рублей, возмещено почти 100 млн рублей; выявлено больше коррупционеров – 336 против 248 в прошлом году. Если сравнивать с другими регионами УрФО, ситуация не самая плохая: лидирует по уровню коррупции Свердловская область. Меньше коррупционных преступлений в Кургане, Тюмени, ХМАО.
А если говорить не об УрФО, а обо всей России?
Лекарь Д.А.: Традиционно уровень коррупции наиболее высок в южных регионах – в Ростовской области, Краснодарском крае, в Москве.
Возрос ли размер средней взятки в нашем регионе?
Ермолаев А.В.: На сегодняшний день это чуть более 25 тыс. рублей. В прошлом году средняя взятка составляла около 30 тыс. рублей. Возможно, это связано с экономическим кризисом. Возможно, с работой ОВД.
Лекарь Д.А.: По нашим данным, средний размер взятки в нашем регионе иной – 171 тыс. рублей. По России средний размер взятки тот же, до 180 тыс. рублей.
Сказался ли экономический кризис на уровне коррупции?
Лекарь Д.А.: Да, в связи с кризисом коррупционная составляющая снижается. Ни для кого не секрет, что коррупционная составляющая закладывается и при участии в торгах на госзакупках, и при поставках товаров для муниципальных нужд. Сегодня размер этой коррупционной составляющей снижается.
Денис Андреевич, просим вас рассказать о самых громких коррупционных делах уходящего года.
Лекарь Д.А.: Под следствием находятся главы районов: Коркинского – Геннадий Усенко, Кунашакского – Вадим Закиров, Бреднинского – Павел Аверьянов; нынешние и бывшие депутаты Заксобрания – Андрей Ткаченко, Сергей Евстигнеев, Олег Назаров; руководители территориальных органов исполнительной власти – закончено расследование уголовного дела против бывшего замруководителя территориального управления Росимущества Евгения Семенова, обвиняемого в получении взятки в размере 200 тысяч долларов; направлено в суд уголовное дело в отношении руководителей Усть-Катавского вагоностроительного завода, который входит в структуру Роскосмоса, Павла Абрамова и Александра Болотникова. В первую очередь ГУ МВД уделяет внимание возмещению ущерба, причинённого коррупционными преступлениями.
В антикоррупционную приемную «ЧИСТЫЕ РУКИ» обращаются граждане со всех регионов России. На что жалуются, Мария Сергеевна? Как вы оцениваете уровень коррупции в стране, исходя из характера обращений?
Баст М.С.: Олигархические структуры, которые лоббируют свои интересы, давят на государственные органы разного уровня, и в результате можно говорить о противодействии коррупции чиновников среднего звена, муниципальных служащих. Более высокопоставленные должностные лица, к сожалению, находятся за рамками борьбы с коррупцией, которую бы следовало вести. Правоохранительные органы усилили противодействие коррупции, это видно по привлечению должностных лиц к уголовной ответственности. Даже судебные органы проверяются на степень коррумпированности, видна борьба в коррупцией внутри МВД. Но с другой стороны, в кризис появился соблазн брать взятки в большем размере, а у предпринимателей сохраняется привычка решать возникающие проблемы с помощью коррупции и т.д. Могу также сказать, что спад в экономике, падение рубля по отношению к доллару в целом сказалось на уровне коррупции в стране: в долларовом эквиваленте взятка выросла, и курс доллара на сумму взятки повлиял непосредственно. Это связано с тем, что коррумпированные чиновники не зависят от уровня экономики в России, напротив, они зависят от цен в долларах за рубежом и предпочитают получать взятки в долларах. Безусловно, если в рублях сумма взятки выросла в три раза или чуть меньше, то в долларах – в полтора раза. Коррумпированные чиновники именно по этой причине стараются сразу же вывести полученные средства за рубеж, где цены в долларах остаются прежние.
Московский О.Е.: Понятно, что уровень коррупции отличается в столице и в регионах. В регионах взятки в долларах не дают, чаще это рубли. Отмечу, что у южноуральских министерств и главных управлений есть планы по борьбе с коррупцией, но нет отчетов, нет конкретных мероприятий и ответственных лиц. При этом практически во всех планах отсутствует описание конкретных конечных результатов. Так что в целом министерства в антикоррупционном плане работают «на тройку», все их планы и отчёты носят формальный характер и публикуются с большой задержкой. Зачастую ведомства путают общественные советы с экспертными. Если задача первых – контроль, то вторых – помощь. А фактически общественные советы контроль не осуществляют, и часто в них входят бывшие работники министерства или предприниматели из близкой сферы, что может носить коррупционную составляющую.
Мы сейчас говорили о тех, кто берёт взятки, а если человек её предлагает, какая ответственность ему грозит?
Темников А.Ю.: Уголовная ответственность предусмотрена и за дачу взятки, и за её получение. Причём независимо от размера взятки. У нас есть ряд уголовных дел, когда предлагалось всего рублей триста, но, тем не менее, предлагавшего ждало уголовное наказание. Безусловно, когда в сферу компетенции человека входит решение каких-то вопросов, то считается, что с ним проще договориться, вручив ему некую денежную сумму... Поэтому тем, кто принимает решения, стоит быть особенно внимательными. Те же сотрудники ДПС сегодня буквально обвешаны камерами; это сделано для того, чтобы обезопасить их от провокаций на дачу взятки.
Ермолаев А.В.: Остановил сотрудник ГИБДД за нарушение скоростного режима. Не хочет гражданин терять полчаса на составление протокола. Но надо понимать, что предложив взятку, он может потерять гораздо больше времени, лишившись свободы на два-три года. Выбирайте.
Не секрет, что студенты некоторых ВУЗов сдают экзамены за подарки преподавателю (зимняя резина, стройматериалы). Грозит ли таким студентам отчисление в случае чего? Как уличить преподавателя во взяточничестве? И когда именно подарок превращается во взятку?
Темников А.Ю.: По поводу отчислений решать ВУЗам. В моей практике были случаи, когда за взятку привлекали как студентов (за дачу), так и преподавателей (за получение). Преподаватели напрямую сегодня деньги не берут, доходит дело до вручения различных сертификатов на какие-то товары или услуги. Студентам хочется пожелать лучше учиться, чтобы не возникало никаких искушений предложить взятку!
А взнос за устройство ребёнка в детсад считается взяткой?
Темников А.Ю.: Когда вам дают квитанцию, на которой указано, что вы сделали благотворительный взнос, то нет. Важно понимать, куда потом эти деньги пошли – на развитие детского сада или они уходят с этого счёта. Если вы пообщались с заведующей учреждения и понимаете, что ваши права нарушены, обращайтесь в правоохранительные органы.
Два года назад на нашей пресс-конференции Василий Катанэ представлял региональный Центр противодействия коррупции. Что с Центром сегодня?
Катанэ В.А.: Центр существует, но работу по противодействию коррупции мы прекратили: воевать с ней бессмысленно. Коррупция бессмертна. Чтобы она когда-нибудь канула в прошлое, мы должны сегодня иначе воспитывать наших детей.
У нас прослеживается тенденция: челябинские коррупционеры сбегают за рубеж. Так было с Москалюком и Сорокуном. Может «бежать» бывший сити-менеджер Давыдов...
Лекарь Д.А.: Если мы берем возбужденное уголовное дело, то есть определенные меры, меры пресечения. Следователь вправе обратиться в суд, если у него есть подозрения что обвиняемый или подозреваемый может скрыться, с ходатайством об избрании ему меры пресечения в виде содержания под стражей или в виде домашнего ареста. Принимать решение, арестовывать или нет, будет суд. Вы задаете вопрос, что делать. Я, как сотрудник оперативных органов, считаю, что надо арестовывать. Следователям необходимо активнее обращаться в суды с ходатайствами об избрании меры пресечения. Поверьте, это не только по коррупционным делам люди скрываются. Это всегда так было, есть и думаю, что будет. Никому сидеть в тюрьме не хочется, люди могут скрыться и из-под домашнего ареста. Единственная действенная мера, это содержание под стражей. Когда я вижу, что человек имеет финансовую возможность, административные рычаги, недвижимость за рубежом, действующий загранпаспорт, счета, то естественно следователь будет выходить с арестом в суд. Границы мы закрыть не можем, загранпаспорт – это тоже документ гражданина. Его конечно можно изъять, но ничего не мешает человеку выехать также в Белоруссию или Казахстан.
Ермолаев А.В.: Сейчас вопрос о мере пресечения решает судья. Чтобы судья принял решение о заключении человека под стражу, следователь должен представить ему доказательства виновности гражданина, который может скрыться. К сожалению, с момента возбуждения уголовного дела до сбора всех доказательств проходит определенное время. За это время гражданин понимает, чем всё может закончиться. Конечно, он принимает какие-то меры. Здесь другой вопрос. На мой взгляд, в таком случае следователь обязан направлять информацию в ФМС о том, что, такой-то гражданин подозревается в совершении преступления. Тогда при обращении этого человека для выезда за границу либо при пересечении границы он будет задержан и возвращен обратно. К сожалению, следователями у нас такие полномочия применяются очень редко.
КСТАТИ: Самые коррупционные сферы – здравоохранение, образование и контрольно-надзорные органы, в полномочиях которых накладывать штрафные санкции, выдавать разрешения и т.п.