После уничтожения российского бомбардировщика турецкими истребителями F-16 отношения между президентами Путиным и Эрдоганом сильно испортились.
«Пока что апогеем словесной войны стало заявление российского лидера, будто бы турки сбили самолет с целью защитить прибыльную торговлю нефтью между ИГИЛ (организация запрещена в РФ. — Прим.ред.) и Турцией, — пишет корреспондент австрийской газеты Die Presse Мартин Гелен. — Тем самым Кремль обратил всеобщее внимание на неоднозначное отношение Анкары к исламистской организации». Эрдоган ответил на обвинения довольно раздраженно, заявив, что уйдет в отставку, если будет доказано, что Турция на самом деле практикует подобный бизнес.
На деле сотрудничество Турции с ИГИЛ намного многогранее, говорится в материале австрийского издания. «Так, под контролем исламистов находится почти 100— километровый — между городами Ярабулус и Килис — участок сирийско-турецкой границы, через который осуществляются поставки и торговля оружием, антиквариатом и продуктами питания. Также через него на подконтрольные ИГИЛ территории просачиваются сторонники организации, — рассказывает автор. — Анкара с июля обещает закрыть этот участок, но воз и ныне там».
Международное недовольство растет, констатирует Гелен. Недавно американская The Wall Street Journal процитировала одного высокопоставленного сотрудника Белого дома, требовавшего наконец-то закрыть границу: «Это угроза всему миру, все это исходит с территории Сирии и идет далее через Турцию». Турецкие власти в ответ заявили, что им не нужны советы из-за рубежа, в том числе и от «американских партнеров».
Помимо режима президента Асада, у Эрдогана в Сирии есть еще один противник — стремящиеся к автономии курды. «И хотя Турция формально присоединилась к западно-арабскому альянсу против ИГИЛ, — отмечает журналист, — ее ВВС преимущественно бомбят позиции Курдской рабочей партии на севере Ирака и Сирии, тем самым ослабляя единственную силу, сравнимую с ИГИЛ по боевому духу, дисциплине и стратегии».
Заявление Путина, продолжает Гелен, пролило свет еще и на торговлю нефтью между Турцией и ИГИЛ. Сырая нефть, добытая ИГИЛ, сотнями бензовозов доставляется в город Заху в иракском Курдистане, где ее продают на торгах и снабжают официальными документами. Затем груз забирают уже турецкие транспортные компании и — вместе с североиракской нефтью — везут в турецкие порты Мерсин, Дёртьол и Жейхан. Даже несмотря на демпинговые цены на сырую нефть, с начала 2015 года исламистской организации удалось, по оценкам американского Минфина, заработать 500 млн долларов.