На днях военный самолет ВКС РФ углубился на 1 милю в воздушное пространство Израиля и … НЕ был сбит израильскими ВВС/ПВО. Наоборот МО Израиля с пониманием отнеслось к борьбе русских против … Турции, о чем не преминул сказать министр обороны лично:
«Я напомню, год назад мы сбили сирийский истребитель, который вторгся на нашу территорию, и мы также сбиваем беспилотники. Но с русскими, когда мы поняли, что они планируют операцию в Турции, была встреча. И мы создали каналы взаимодействия во избежание недоразумений. Российский самолет не пытался атаковать нас, и поэтому, даже если имела место ошибка, не было необходимости его сбивать».
Почему так произошло? Почему Израиль так неистово не любит Турцию и готов помогать «русским» в борьбе с ней? Чтобы это понять, надо вспомнить историю и разобраться во всех войнах этой маленькой страны на берегу Средиземного моря.
Региональная держава.
Для начала разберемся, в том, кто такие сверхдержавы, региональные державы, в чем их отличия и какова роль каждой.
С пониманием сверхдержавы все довольно просто. Это государство, имеющее интересы и возможности их защитить не только в регионе своего местонахождения, но и в любой точке мира. Первой была Британская империя. Благодаря контролю над морями, она имела везде интересы и довольно успешно их отстаивала.
Британскую империю на троне сменили США, а чуть позже в гонку за лидером пустился СССР. Что было общего межу ими всеми? Влияние сверхдержав в отдаленных регионах практически нигде не опиралась на собственные силы. Каждая из них находила на месте силу, которая соглашалась «блюсти» интересы гегемона, не забывая попутно и о своих.
Обычно эту роль выполняют так называемые региональные державы. Здесь возникает симбиоз. Сверхдержава экономит силы, а региональная держава, опираясь на «сюзерена» управляет от его имени регионом.
Ближний Восток, это очень молодой и горячий регион. Искусственность границ изначально заложила под стабильность в нем бомбу замедленного действия. Все войны и конфликты, которые тлеют и разгораются здесь с завидной регулярностью, связаны именно с этим. Роль регионального лидера в этом случае, становится очень важной, даже решающей.
И тут мы подходи к главной проблеме Израиля.
ОАР-ФАР. В 1958 году была создана федерация двух государств Египта и Сирии. Египет в 1950-е на фоне молодых государств Ближнего Востока был региональным гегемоном, способным навязать свое мнение соседям. Объединившись с другими территориями, которые недавно стали государствами, Египет мог стать полноценной региональной державой, мнение которой должны были учитывать все. Даже США. Именно поэтому СССР ухватился за этот шанс перехватить управление регионом и начал усиленно помогать арабской коалиции. А Израиль естественно, сразу стал злейшим врагом нового образования.
Затем была серия войн, попытки трансформации союза в который периодически, кроме названных государств входила еще и Ливия. Формально новое государство было объявлено в 1971 году. А потом был роспуск союза 11 ноября 1977 года.
А 19 ноября президент Египта Саддат посетил Иерусалим, который стал знаковой вехой.
Два эти события очень тесно связаны между собой. Фактически Кэмп-Дэвидские соглашениями поставили точку в войнах Египта и Израиля и в претензиях первого на статус лидера региона. Конфликт исчез, когда исчезли предпосылки.
Иран. Время триумфа Израиля было недолгим. Возникновение Ирана, как халифата всех мусульман-шиитов, не только дало новый импульс противостояния по линии Израиль-Сирия, но и стало предвестником новой схватки, где Тель-Авив вновь должен был отстаивать право называться единственной региональной державой региона.
Это противостояние идет до сих пор. Именно нежелание, чтобы возник конкурент, толкает Израиль на столь радикальные шаги. Пока эту борьбу он проигрывает. Иран, через войны и санкции сформировался во вполне себе сильного противника, который в последние годы перешел в атаку (Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия).
Турция. Таким образом, их стало уже два. А потом число «регионалов» увеличилось до трех. Турция под властью Эрдогана изменила своей кемалийской традиции равняться на Европу и начала строить новую Оттоманскую империю. И при этом она не могла не столкнуться с Израилем.
Израилю возвышение Турции и превращение ее в «новую Оттоманскую империю» так же неприемлемо, как и возникновение мощного «ядерного Ирана». Израиль может более-менее спокойно существовать только в окружении стран гораздо менее сильных в военном отношении, чем он. Возникновение любого гегемона в регионе резко меняет в нем баланс. Причем всегда не в пользу Израиля. Именно поэтому он столь последователен в борьбе со всеми подобными угрозами в регионе, начиная с Федерации Арабских Республик, куда входили Египет, Ливия и Сирия, и заканчивая Ираном и Турцией.
Когда ты один, у сверждержав мира нет выбора, они должны с тобой договариваться и у тебя есть 100% возможность навязать свою волю региону. Когда вас уже двое, то предстоит борьба. Причем твои шансы выиграть уменьшаются ровно наполовину. Если вас уже трое, то они становятся непозволительно малыми.
Политика Израиля проста и сложна одновременно. Ее цель в любом конфликте уничтожить ту сторону, которая хочет стать региональной державой Ближнего Востока. А вот добиться этого становится сложнее год от года. И, судя по всему, Израиль вечно будет бороться за свой уникальный для региона статус, как залог своего существования.
У Израиля нет постоянных союзников, у него есть постоянные интересы. Именно поэтому Израиль так открыто сейчас улыбается России и готов помочь ей уничтожать своих врагов.
Юрий Низовой, по материалам: jpgazeta.ru