Лауреатом общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств», организованного Министерством культуры Российской Федерации, стала Ольга КАЗИМИРОВА, преподаватель детской музыкальной школы искусств № 1 города Волжского. Победительница рассказала о том, как раскрыть и воспитать талант, и почему классика до сих пор «в моде».
Одарённых - единицы- Ольга Богдановна, от всей души поздравляем вас с этой победой. Наверняка путь к ней был непростым?
- Спасибо, совершенно верно. Этому предшествовало многое. В 2013 году я стала учителем года города Волжского, в 2014 году - лауреатом всероссийского конкурса «Первые шаги». В этом году меня назвали лучшим педагогом конкурса имени Серебрякова, а затем выдвинули от Волгоградской области на общероссийский конкурс «Лучший преподаватель детской школы искусств». В финал попали шестьдесят педагогов. В жюри были лучшие педагоги страны, профессора Российской академии имени Гнесиных и Московской консерватории: просматривали презентации моих учеников, видео с моими уроками. Конечно, неудобно рассказывать о своих успехах, но это действительно престижная награда. Торжественная церемония состоялась на новой сцене Большого театра. Сам конкурс прошёл в рамках масштабного проекта «Одарённые дети и молодёжь».
- Понятно, что о работе педагога судят по его ученикам. Много ли сейчас одарённых детей?
- Их единицы! И с каждым нужно долго работать, тем более, если ребёнок талантлив, его нужно раскрыть. Часто бывает, что даны юному музыканту способности, дан интеллект, но для успеха этого мало. Нужно развить трудолюбие, беглость пальцев - без этого никак. Кстати, и сам талант виден не сразу - сперва лишь определённые признаки, которые говорят о наличии некоторых способностей, вот и всё. А проявляется он только на сцене. Бывает, что в классе ребёнок способен сыграть произведение любой сложности, а выходит на сцену - и тут наступает момент истины. Талантливые дети на сцене сверкают, как бриллианты, появляется вдохновение, они начинают творить, одухотворяются. Таких детей очень мало. Довести их до сцены, раскрыть - это колоссальный труд. Никогда неизвестно наверняка - засияет ли бриллиант. И не всё так просто - даже талантливые дети не сразу завоёвывают первые места. Вообще процесс обучения музыке можно сравнить со спортом: у пальцев нет мозгов, их тренирует разум. Пальцы музыканта - как передатчики, мы можем их натренировать, а руководит всем интеллект, подключаются эмоции, включается магия - всё это называется артистизмом. Дано - единицам. Да, бывает, что музыкант освоил произведение, всё осмыслил, но вынести это на публику, исполнить безупречно, так, чтобы понравилось людям, и вложить свои эмоции, часть души дано не каждому.
Без фальши- Ваши ученики играют серьёзные произведения. Например, одиннадцатилетняя Яна Кудрявцева исполнила нам произведение Рахманинова. Это уже не просто беглость пальцев, это музыкальный интеллект. Как его развить?
- Совершенно верно, перед своими учениками я ставлю серьёзные задачи, работаю, как со студентами. А как иначе, если мы играем того же Рахманинова, как передать трагизм его музыки? Мы беседуем с ними о серьёзных вещах - о слезах и о боли. Недавно слушала интервью Владимира Спивакова, он сказал: «Дети ничего не понимают, ничего не чувствуют и не предчувствуют». Ничего подобного! Это не так. Дети - очень глубокие, многое чувствуют, особенно фальшь и неискренность. Я выбираю произведение так, чтобы ребёнок смог его почувствовать. Здесь мало одного «нравится» и только владения техникой, нужно и душевно, и интеллектуально быть готовым. Внутри у музыканта идёт огромная работа. Каждое произведение нужно пережить, чтобы создать на сцене маленький спектакль.
- Раньше детей в музыкальную школу отдавали, потому что это было «престижно». А сейчас как?
- И сейчас многие приводят ребят ради престижа. Но раньше отношение к обучению было всё-таки другим. Профессия учителя музыки была более престижной, была другая зарплата, отношение к педагогам и культуре было другим. Но с другой стороны, сейчас многие родители озабочены тем, чтобы ребёнок не попал под влияние улицы. Раньше, в нашем детстве, дворы были заполнены детьми, и это было нормально. Сейчас отпускать их на улицу - страшно. Поэтому нередко занятия музыкой - это элементарный способ занять, отвлечь подростка. Бывают, кстати, случаи, когда способности есть, но родители не хотят, чтобы ребёнок занимался музыкой профессионально - боятся, что во взрослой жизни с такой профессией ему сложно будет содержать семью, особенно, когда это касается мальчиков. Но, тем не менее, работы у учителей музыки меньше не стало.
- Вас лично не пугает засилье массовой поп-культуры?
- Наверное, пугает, но, к счастью, я работаю с теми людьми, которые нуждаются именно в знании классической музыки. Всё, что происходит вне наших стен, - это другой мир. Если люди это принимают, ну что ж... Это их выбор. А сама я слушаю разную музыку - и джаз, и рок-джаз и даже шансон, но больше всего, конечно, классику. Кстати, реакцией на засилье популярной музыки низкого качества может быть и то, что люди тянутся к настоящему - посещают концерты классической музыки. У нас в городе создаются новые проекты - маленькие музыканты играют с оркестром. В это время их родители сидят в зале, приводят своих родственников, знакомых. И таких детей и семей на самом деле много. Так что классика жива и востребована, и интерес к ней не так-то просто вытравить.