Бывший министр экономического развития Амурской области, представитель генерального директора компании «СИБУР» Василий Орлов встретился с корреспондентом ИА «Амур.инфо». Почему он решил сменить кресло чиновника на работу в холдинге; что могут дать Приамурью газоперерабатывающий и газохимический заводы, а также как получить работу на предприятиях, реализующих масштабный проект в Свободненском районе – об этом и не только в эксклюзивном интервью.
– Василий Александрович, почему вы решили поменять работу в правительстве Амурской области на работу в компании «СИБУР»?
– Есть расхожее мнение о том, что необходимо раз в три-пять лет менять направление деятельности для того, чтобы «глаз не замыливался». Компания «СИБУР» – это наиболее удачный вариант из всех предложенных на тот момент. Компания очень интересная с точки зрения менеджмента, и те перспективы, которые я для себя рассматривал, они сейчас сбываются.
Это абсолютно другая система управления – начиная с того, как проводятся совещания, принимаются решения и очень полезный и правильный опыт. Я с большим удовольствием пока вникаю во все эти процессы.
Большим плюсом является и то, что я остался в регионе. Я этого хотел. И ещё один момент, в котором мне поможет работа в «СИБУРе», – я работаю над докторской диссертацией по экономике, и в течение года-двух я постараюсь её закончить.
– Какова тема диссертации?
– «Математические модели в экономике и оценка их эффективности». У меня кандидатская была «Оценка эффективности муниципальных целевых программ». А здесь более глобальная тема.
Это абсолютно другая система управления – начиная с того, как проводятся совещания, принимаются решения
– Вы воспринимаете этот переход как повышение или как шаг в сторону?
– Бесспорно, это шаг в сторону. Это не госслужба, но я не исключаю, что когда-нибудь вернусь на государственную службу.
– Какие задачи вы должны решать в качестве представителя генерального директора компании «СИБУР» в Амурской области?
– Задач очень много. Проект очень значимый – самый крупный газоперерабатывающий завод в России. При этом, работа предстоит сложная, в том числе, с учётом новой географии для газовиков и газопереработчиков.
Не зря «Газпром» выбрал в качестве главного партнёра компанию «СИБУР» – она имеет уникальный опыт в строительстве таких крупных объектов. Это очень показательно. Фактически сегодня есть большой контракт между «Газпромом» и НИПИГАЗом – ведущим проектом и инжиниринговым центром, входящим в «СИБУР». По нему «НИПИГАЗ» вместе с «Газпромом» будет управлять строительством, поставками оборудования, пусконаладочными работами на Амурском газоперерабатывающем заводе. Это очень большое доверие.
Сложность проекта в том, что сегодня параллельно ведутся сразу несколько очень непростых процессов. Один из примеров: в период навигации, которая длится несколько месяцев, нам нужно будет завезти значительный объём габаритного и негабаритного высокотехнологичного оборудования. Оборудование будет доставляться по морю до Николаевска-на-Амуре, затем будет перегружаться на баржи. Баржи с низкой осадкой ещё нужно изготовить. Затем по реке мы должны всё доставить в течение двух месяцев и разгрузить около ста барж. Огромное количество вопросов встаёт. Например, под мостами нужно делать углубления, иначе баржи не пройдут. Нужно построить причал длиной 200-250 метров для того, чтобы по нескольку барж можно было одновременно ставить и разгружать. К этому причалу нужно построить дороги. Часть оборудования должна быть завезена по железной дороге. Соответственно, необходимо спроектировать и построить современную по мощности железнодорожную станцию. И всю эту подготовительную работу нужно сделать за 2016 год.
Параллельно этому нужно построить временный жилой городок на 5 тысяч человек, где будут временно размещаться рабочие. А для него необходима соответствующая система жизнеобеспечения. Поэтому очень много мероприятий нужно синхронизировать.
– Ранее сообщалось, что решение о строительстве ещё одного крупного проекта – газохимического комплекса – будет принято не ранее 2017 года. От чего зависит принятие этого решения?
– От многих компонентов. От договорённостей по сырьевому контракту с «Газпромом», от динамики рынков спроса на полимеры. «СИБУР» – это абсолютно частная компания, почти вся прибыль которой за последние пять лет вкладывалась в новые производства, в новые инвестиционные проекты. Плюс привлекались кредиты. Это около 300 миллиардов рублей.
Здесь нужно понимать, какую поддержку окажет государство
Абсолютно уникальный опыт в России. Но также здесь нужно понимать, какую поддержку окажет государство. Будет ли признана территория, на которой планируется реализовать проект, территорией опережающего развития. Режим ТОРа даёт определённые преференции: налоговые льготы; льготы по социальным платежам для работников – а это важно, когда привлекается большое число сотрудников; возможность режима создания свободной таможенной зоны и, наконец, возможность участия средств бюджета в строительстве инфраструктуры, которая нужна и региону, и будущим предприятиям.
Если поддержка из федерального бюджета будет оказана и в том числе будут предоставлены налоговые льготы, то это ускорит принятие решения. Чем дешевле будет проект, тем быстрее будет окупаемость и тем большая вероятность того, что компания примет решение о строительстве завода в Свободненском районе.
– Есть понимание, когда будет принято решение по ТОРу?
– Вероятно, в декабре-январе.
– Тем не менее, что это за проект – Амурский ГХК?
– Это гораздо более сложный технологически завод, чем Амурский ГПЗ. Переработка этана, полученного от ГПЗ, в полуфабрикаты и затем в полимеры, например, полиэтилен, из которого делают трубы, плёнки и многое другое из того, что нас окружает. Если Амурской области удастся заполучить ГХК, это будет огромный успех для региона.
– Плюсы для региона – например, в появлении дополнительных рабочих мест?
– Пока в Амурской области нет нужных будущему производству кадров. В западной части страны они тоже не сидят на бирже труда. Это уже специалисты, которые работают в сфере газохимии, высококвалифицированные кадры. Поэтому, как всегда в таких случаях, штат завода будет формироваться комплексно – из сотрудников действующих производств СИБУРа, а также из местных кадров, подготовленных в рамках программ в школах, ссузах и вузах, которые ещё предстоит разработать и имплементировать. Напомню, что пуск Амурского ГХК состоится не ранее 2022-2023 года. Мы говорим пока об отдалённом горизонте.
– Если говорить о том, что уже строится – по газоперерабатывающему заводу Газпрома: какова сейчас потребность в кадрах на строительстве объекта? Или, допустим, по ситуации на 2016 год?
– Прогнозируется, что в пиковый период там будут работать до 15 тысяч человек. Это когда ещё не будет достроен ГПЗ, а мы начнём строить ещё и ГХК. При прочих равных приоритет будет отдаваться местным подрядчикам и местным кадрам, это правильно со всех точек зрения – экономической, социальной и так далее.
Чем дешевле будет проект, тем быстрее будет окупаемость и тем большая вероятность того, что компания примет решение о строительстве завода в Свободненском районе
Но прежде всего будем смотреть на уровень компетенции и качество работы – это главный критерий выбора. На самом производстве будет работать несколько тысяч человек.
– Как обстоят дела со строителями – их хватает?
– На каждой крупной стройке есть несколько групп работников: строители, наладчики оборудования, управленцы и так далее. Но, например, существенная часть оборудования изготавливается в Германии, и мы будем просить правительство Амурской области о квоте на иностранную рабочую силу. У нас, к сожалению, нет таких специалистов по наладке оборудования. Химическое машиностроение в стране в последнее время развивается более активно, но годы простоя сказываются на общем отставании, которое нам всем постепенно необходимо преодолевать.
– Это сколько немцев к нам должно приехать?
– Возможно, это будут не немцы, а другие иностранцы. Нам главное, чтобы они всё смонтировали и дали гарантию, что это будет работать.
– И всё-таки, когда проходили общественные слушания в Свободненском районе, местные жители рассматривали появление этих объектов, прежде всего, как возможность получить работу. Они об этом говорили…
– Это же очень хорошо. И дело не только в патриотизме, повторюсь, но и в экономике: нам выгоднее и дешевле задействовать местную рабочую силу. Тем более что Свободный – это город с неразвитой инфраструктурой. Перевезти сюда человека из западной части страны с семьёй – это существенно дороже, его же надо замотивировать. Тем более дорого везти иностранных инженеров на стройку. Но, в первую очередь, для нас важна квалификация. Я говорю сейчас про персонал для стройки, но, думаю, что у Газпрома будет тот же принцип при формировании штата Амурского ГПЗ.
Сейчас очень много поступает запросов по работе со стороны соискателей, много запросов и с нашей стороны к кадровому рынку. Для того чтобы синхронизировать кадровую работу, мы внесли изменения в сайт nipigas.ru. НИПИГАЗ, напомню, – это организация, являющаяся непосредственным контрагентом Газпрома, которая будет строить (дочка «СИБУРа» – Прим. ред.) На сайте в ближайшее время появится вкладка «Амурский ГПЗ», а там, в свою очередь, будет вкладка «Вакансии». Отдельно будет вкладка для подрядчиков – что нужно сделать, чтобы получить контракт на выполнение определённых работ. Там всё будет достаточно подробно и чётко прописано. Конечно, будут предпочтения местным жителям отдаваться.
С подрядчиками компания будет внимательно работать. Нам мало выбрать хорошего подрядчика. Нам важно, чтобы он точно справился с поставленной задачей.
– С какими амурскими компаниями вы уже работаете?
– На сегодняшний день из трёх организаций – две амурские. Общая сумма по трём контрактам чуть меньше 500 миллионов рублей. Назову компании, это не секрет: ЗАО «Асфальт» на строительстве дорог. Они очень хорошо справляются со своей работой. Думаю, что они и дальше будут работать. Организация «Буреягэсстрой» занимается снятием грунта и его вывозом Подрядчики должны платить налоги здесь. Мы понимаем всю важность налоговой отдачи при строительстве.
– На сегодняшний день, что такое представительство компании «СИБУР» в Амурской области?
– На сегодняшний день это один человек – я. Пока, наверное, больше и не надо. У нас хорошо налажена связь с Москвой – несколько раз в неделю проводятся видеоконференции. Я чувствую себя интегрированным в команду.
Мы находимся в здании, где на втором этаже офис службы заказчика «Газпромпереработки», на третьем этаже – НИПИГАЗ, там порядка 30 человек. И мы ожидаем после нового года до 100 человек увеличение.
Нам выгоднее и дешевле задействовать местную рабочую силу
Большая часть будет работать в Свободном. Я работаю с ними рука об руку, и вместе мы выполняем разнообразные задачи – от обеспечения жильём до согласований в Ростехнадзоре. Будет строиться временный городок на 5 000 человек. Уже проведены конкурсные процедуры. Один из подрядчиков – амурская компания РСНП.
– Что сейчас происходит на строительной площадке?
– Её готовят: идёт срезка верхнего слоя земли, очистка местности от деревьев. Идёт начальная стадия строительства и вместе с тем – процесс изготовления проектной документации. По мере готовности определённых решений они сразу реализовываются на площадке.
На сегодняшний день есть понимание по энергетике. Завод будет потреблять больше электроэнергии, чем будет генерировать Нижне-Бурейская ГЭС. Не исключено, что будут использованы возможности собственной генерации электроэнергии.
– Многие рассчитывают, что придут газовики и будут поддерживать, например, амурский спорт. И другие непрофильные для вас, но важные для региона проекты.
– Это нужно обсуждать. Мне на сегодняшний день не очень корректно об этом говорить. «СИБУР» сейчас в регионе присутствует лишь в качестве партнёра Газпрома по строительству объекта Газпрома – Амурского ГПЗ. Но у компании есть и социальные программы, мы и спорт поддерживаем очень активно. Поэтому если «СИБУР» всё-таки будет реализовывать свой проект в Амурской области, то наверняка на такую поддержку в рамках наших приоритетов можно будет рассчитывать. Компания будет заинтересована в развитии спортивной, образовательной и иной инфраструктуры региона.