Руководитель городского управления образования Ольга Палеева – о введении платных продленок в дзержинских школах.
Не так давно родители младшеклассников города получили анкеты с тремя вопросами, изумившими мам и пап просто до крайней степени. Речь в анкетах шла о возможности введения платы за группу продленного дня, и авторы опроса предлагали анкетируемым выразить свое мнение на этот счет…
Полагаем, родительская точка зрения в отношении платных продленок предельно понятна без всяких опросов. А вот что действительно пока не ясно, так это вероятность внедрения платежного новшества на территории нашего города. В анкетах лишь спрашивалось, будут ли родители оставлять ребенка в продленке (если она вдруг станет платной) и на какое время. Предлагалось также уточнить, где ребенок будет находиться, если родители «не потянут» платную продленку. Ничего определенного, сплошные «если». А родители желали бы знать: действительно ли введут оплату, о каких суммах речь, на основании чего такое решение может быть принято?
С этими и другими вопросами корреспондент «Репортера» обратился к руководителю местного управления образования Ольге Владимировне ПАЛЕЕВОЙ.
– Ольга Владимировна, ситуация неясная, и родители, мягко говоря, в замешательстве. Для чего нужно вводить плату за продленку?
– Родителей я прекрасно понимаю и готова ответить на любые вопросы. Прежде всего, нужно прояснить, что в своих действиях мы отталкиваемся от федерального законодательства. Когда в 2012 году был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», то впервые появилось понятие «присмотр и уход за детьми». В документе это определяется как «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». Иными словами, это именно то, чем заняты воспитатели групп продленного дня.
На основании принятого в 2012 году закона, услуга «присмотр и уход за детьми» является платной. Оплачивать ее обязан муниципалитет либо, если бюджет не может самостоятельно покрыть расходы, родители учеников 1-4 классов.
– Закон был принят в 2012 году. Почему о введении платы задумались только сейчас?
– Потому что, согласно закону, для присмотра и ухода за детьми должны быть созданы условия, которые регламентируются санитарно-эпидемиологическими требованиями. Одно из них, например, постановляет, что во время пребывания в группе продленного дня у первоклассников и детей со слабым здоровьем обязательно должен быть тихий час. В наших общеобразовательных учреждениях на сегодняшний день нет возможности соблюсти это требование.
С другой стороны, школы могут предоставить и предоставляют все остальное: трехразовое питание, прогулки и спортивный час, отдых, помощь в подготовке домашних заданий и организацию кружков по интересам. Все это в совокупности и является услугой под названием «присмотр и уход за детьми». Получается, школы все-таки ее оказывают.
В некоторых городах оплата за продленку была введена еще в 2013 году. Прежде всего речь идет о больших городах, например, о Москве и Санкт-Петербурге. В Нижегородской области внедрением оплаты занялись в 2015-м. Однако на сегодняшний день она введена лишь в некоторых школах Нижнего Новгорода, и дело здесь не только в создании необходимых условий, но и в родительском мнении на этот счет.
– Значит, опрос среди родителей все-таки будет иметь значение?
– Конечно. И это тоже регламентируется законодательством. В 2014 году Министерство образования РФ составило методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию услуги «присмотр и уход за детьми». В этом документе сказано, что перед тем, как определить перечень услуг и вводить оплату, обязательно должен быть проведен мониторинг родительского мнения. Сначала надо выяснить, а нужно ли мамам и папам то, что мы собираемся сделать, и довольны ли они вообще тем, как в школах работают группы продленного дня. Этим мы сейчас и занимаемся. Руководителям школ направлены письма с просьбой провести исследование родительского мнения в срок до 1 декабря.
Незаконный сбор денег исключен. Школы – некоммерческие организации, и в их задачи не входит зарабатывать. Плата за продленку, согласно закону, только возмещает расходы общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми. А в эти расходы входят организация питания, хозяйственно-бытовое обслуживание, обеспечение соблюдения личной гигиены и режима дня.
– Скажите, если мониторинг покажет, что родители резко против введения платы за продленку, что вы предпримете?
– Мы подведем итоги анкет, ознакомим с ними учредителя, которым в данном случае является администрация города, предоставим расчеты по данной услуге. Решение о том, вводить или не вводить оплату для родителей, будет приниматься в администрации после всестороннего обсуждения. Дело в том, что «присмотр и уход за детьми» является услугой, которую школы оказывают сверх образовательной программы. Она должна как-то возмещаться. Вопрос в том, каким способом мы будем ее оплачивать.
На сегодняшний день (по состоянию на 26 ноября. – Прим. ред.) в нашем распоряжении итоги анкетирования семи школ города. Не могу сказать, что меня сильно удивляют результаты. Ведь мы следим за обсуждением в интернете и общаемся с коллегами из других городов, где оплата уже введена. Нам понятна позиция родителей.
Но я хочу сказать, что в результатах есть момент, который очень настораживает. Третий вопрос в анкете звучит так: «В случае отказа от посещения группы продленного дня как вы будете решать проблему занятости, места пребывания ребенка после занятий?». Примерно 80% ответов на этот вопрос говорят о том, что дети, скорее всего, будут находиться без присмотра. Мы не можем этого позволить. Пожалуй, это главный аргумент в пользу того, чтобы не водить оплату.
– Можно ли каким-нибудь образом вообще избежать внедрения оплаты? Ведь результаты опросов вполне очевидны...
– Я сразу отмечу, что мы постараемся найти компромиссное решение. Нам прекрасно известна позиция родителей, и мы ее поддерживаем. Но, к сожалению, мы вынуждены исполнять требования федерального законодательства, а в соответствии с ним, группа продленного дня должна оплачиваться из средств городского бюджета или за счет родительских средств. Наша задача – учесть интересы мам и пап, которые растят детей в нынешней экономической ситуации.
– А в том случае, если плата все-таки ляжет на плечи родителей, сколько будет стоить пребывание в группе продленного дня?
– Сейчас сложно назвать точную сумму. Стоимость будет зависеть от нескольких факторов. Предположим, в нее войдет организация питания. Сейчас трехразовое питание в школе стоит 125 рублей. Получается, в месяц придется платить 2500 рублей. Плюс к тому – хозяйственно-бытовое обслуживание (чистка ковров, ежедневная влажная уборка, дезинфекция) и обеспечение соблюдения личной гигиены и режима дня (прогулка, подвижные игры, дневной сон, кружки, помощь с домашним заданием). Это еще 700-800 рублей в месяц. Вкупе получается больше 3000 рублей в месяц.
– С человека?
– С человека. Предположим, что ребенок посещает группу продленного дня нерегулярно: сегодня – с 12.00 до 14.00, завтра – с 12.00 до 18.00, а послезавтра его вообще не требуется оставлять в продленке. Получается, что для каждого конкретного ребенка должна быть определена конкретная сумма. Значит, в школе кто-то из работников должен будет следить за посещаемостью групп.
Мы потому и не указали в анкетах никаких предварительных сумм, так как не можем пока составить точный расчет.
– Скажите, а в законе об образовании предусмотрена какая-то помощь?..
– Льготной категории граждан? Да, конечно. В законе прописано, что «учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей или представителей несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке».
– Вы можете объяснить, почему эта финансовая обязанность перекладывается на плечи родителей? Складывается ощущение, что государство совсем отказывается от своих обязательств. Поговаривают, что скоро и обычные уроки в школах станут платными.
– Не станут. На территории Российской Федерации реализация обязательных образовательных программ проводится бесплатно. Дополнительные услуги – другое дело, а группы продленного дня сейчас относятся к разряду дополнительных услуг.
Я не могу комментировать решения законодателей, но предположу, что это такая попытка структуризации: субъект оплачивает образовательные программы, а варианты оплаты всего, что сверх образовательных программ, рассматриваются уже на муниципальном уровне. Пока все оплачивает субъект. И в этом учебном году мы однозначно постараемся сохранить продленки, бесплатные для родителей. Что будет потом, трудно сказать. Посмотрим на результаты мониторинга. Было бы изумительно, если бы все получилось так, как хотят родители и их дети – люди, для которых и оказываются образовательные услуги.
Записала Наталья СЛЕПНЕВА.