Коммуникационный холдинг Минченко консалтинг» представил очередной доклад из серии «Политбюро 2.0» с подзаголовком «Долгая зима». В исследовании отражены внутренняя динамика правящей элиты Российской Федерации, обозначенная переизбранием на пятый президентский срок Владимира Путина и последовавшими за этим событием кадровыми назначениями в правительстве РФ и в администрации президента.
«Политбюро 2.0» – авторская модель «Минченко консалтинга», по которой авторы с 2012 года описывают сложившуюся систему формальных и неформальных взаимоотношений основных российских элитных групп влияния и отслеживают те структурные и персональные изменения, что происходят в этих группах. При этом обозначения ключевых персонажей элитных раскладов отчасти взято из устройства высшего политического руководства КПСС в позднесоветское время.
Так, наиболее влиятельные персоны, входящие в ближний круг президента, обозначены как «члены Политбюро 2.0», есть также «кандидаты в члены Политбюро 2.0» и просто «члены ЦК», которые отвечают за те или иные отрасли или блоки вопросов в системе управления современной Россией. Авторы доклада предсказуемо назвали ключевым событием «как во внутренней политике, так и в контексте тектонических изменений архитектуры международных отношений» переизбрание Владимира Путина на пятый президентский срок в марте 2024 года.
Подчеркивается, что «геополитически ситуация находится «в двух шагах» от Карибского кризиса 2.0. Вероятность продолжения позиционного противостояния с Западом, способного растянуться на десятилетия («долгая зима»), следует оценивать как крайне высокую».
Кроме того, именно ужесточение внешнеполитического контекста и сопутствующее ему нарастание конфликтного потенциала делает мировой тенденцией и ужесточение внутриполитических режимов.
«На смену «эпохе гнева», которая характеризовалась антиистеблишментной электоральной волной, пришла «эпоха страха», требующая консолидации элит и избирателей перед внешними вызовами. И Россия здесь не является исключением», – считают в «Минченко консалтинге».
Описывая изменения, происходящие в управлении страной, авторы доклада считают, что на третий год идущей специальной военной операции можно зафиксировать формирование сразу двух контуров управления – «гражданского» и «военно-распределительного».
При этом «гражданский» контур координируется премьер-министром Михаилом Мишустиным и помогающей ему администрацией президента. А суть этого контура в рамках «тыловых работ» заключается в ключевой задаче – обеспечении максимально эффективной социальной политики в самом широком смысле и нивелировании любых социально-экономических рисков.
«Фронтовой» контур управления сосредоточен в основном во всем, что так или иначе относится к военно-промышленному комплексу. Управляющий состав контура «сформирован представителями правительства, корпоративного сектора, администрации президента и Совета безопасности (А. Белоусов, С. Чемезов, Д. Мантуров, А. Алиханов, А. Дюмин, Д. Медведев, С. Шойгу)».
В «Минченко консалтинге», описывая кадровые изменения, отмечают также, что «наряду с консервативной позицией по отношению к «старой гвардии» Владимир Путин тестирует новое поколение управленцев на значимых участках работы, давая им в том числе возможность получения разнообразного управленческого опыта и расширения горизонта». И таким образом Владимир Путин адаптирует все «Политбюро 2.0» под поставленную им задачу «вписать «пушки и масло» в общую стратегию развития страны».
При этом именно вопрос о том, какой именно из типов «Большого правительства Путина» будет лучше, эффективнее работать в текущих условиях (санкции, СОВ, «поворот на Восток», а точнее – к Китаю и «глобальному Югу»), назван ключевым.
Описывая персональный состав «Политбюро 2.0» и динамику влияния основных акторов влияния, в «Минченко консалтинге» отметили, что персональный состав «Политбюро» остался практически прежним (кроме самого Владимира Путина это еще 11 человек: Михаил Мишустин, Аркадий Ротенберг, Юрий Ковальчук, Сергей Чемезов, Геннадий Тимченко, Игорь Сечин, Дмитрий Медведев, Сергей Собянин, Сергей Кириенко, Сергей Шойгу и Николай Патрушев). Однако в докладе также упомянут в качестве «кооптированного» члена «Политбюро 2.0» и президент Белоруссии Александр Лукашенко как «крайне значимый партнер Путина и коммуникатор по внешнеполитическим вопросам, которые нередко затрагивают и внутрироссийские процессы».
Что до внутренней динамики в «Политбюро», тут авторы констатируют укрепление позиций групп Сергея Чемезова, Ковальчуков, Ротенбергов и Геннадия Тимченко. Позиции Игоря Сечина, Сергея Собянина, Сергея Кириенко, Дмитрия Медведева и Михаила Мишустина названы стабильными. Наконец, отмечено снижение возможностей влияния у Сергея Шойгу и Николая Патрушева.
Рассуждая о будущем, авторы доклада делают неутешительные прогнозы. По их мнению, «новый состав властных структур будет действовать в рамках сохранения крайне высокой степени турбулентности и неопределенности контекста, который генерирует целую плеяду рисков, оказывающие значимое влияние на политическую динамику».
В числе рисков упомянуты:
военные риски, в частности, нарастающая вероятность прямого противостояния со странами-членами НАТО; обострение структурных социальных проблем при продолжении СВО как по мобилизационным вопросам, так и в контексте дефицита кадров (январский опрос 2024 г. Института Гайдара зафиксировал рекордный дефицит кадров в промышленности – о нехватке людей заявило 47 % предприятий); усиление внешних ограничений, сдерживающих развитие энергетической отрасли и бросающие вызов поступлению сырьевой ренты – уже сейчас это выражается в ковровых санкциях против российского танкерного флота и публично продвигаемых США санкций против проекта «Новатэк» - Арктик СПГ-2; существенное ухудшение внутреннего инвестиционного климата и негативный отложенный эффект в сфере крупного бизнеса из-за низкой предсказуемости деятельности в контексте перераспределения собственности (если оно продолжится) и роста налоговой нагрузки на предпринимательский сектор; усложнение формирования обходных финансовых цепочек вследствие ужесточения режима вторичных санкций на фоне фиксируемых сложностей с банковскими расчетами в Китае, Турции и других дружественных России странах; обострение миграционного вопроса и межнациональных отношений в случае радикализации ситуации в Афганистане и ухудшения ситуации на Ближнем Востоке, что может привести к новым рискам террористической активности разноформатных подпольных групп и радикальных салафитов в условиях концентрации ключевых ресурсных усилий РФ на театре СВО; отсутствие прогресса по импорту критических технологий, в том числе из-за превалирования сырьевого экспорта в качестве доминирующего паттерна российско-китайской торговли.Судя по общей тональности доклада «Политбюро 2.0. Долгая зима», похоже, что именно эти риски волнуют исследователей из «Минченко консалтинга» куда больше, чем внутриэлитная динамика групп, ориентированных на этих самых «членов Политбюро 2.0». И здесь трудно отказать им в объективности...
*Мнение автора материала не является официальной позицией ЕАН и может не совпадать с точкой зрения редакции издания.