В романе Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» есть знаковый персонаж – Плюшкин. Прославился он возведенным в культ грехом мшелоимства: тащил в дом все, что попадалось под руку, постепенно превратив его в гигантский склад всякого хлама. И хотя самому Плюшкину с каждым годом становилось все теснее в собственном доме из-за этого медленно наступающего противника здравого смысла, у него даже мысли не возникло с кем-то поделиться вещами. Плюшкин довел свою «мшельную» жизнь до абсурда. Но разве среди нас мало таких вот плюшкиных, посвятивших свое земное существование неуемному собирательству, накоплению, приобретению?
«Все – в дом, все – в семью». Кажется, неплохо иметь в своем доме все потребное для жизни. Но ведь как много вещей мы имеем с избытком, порой не пользуясь ими годами. Каждый раз при генеральной уборке натыкаемся мы на завалы этих вещей, ругаемся, даем себе зарок «вот завтра всю эту дрянь выкинуть», но… подумав, вытираем с этой дряни пыль и перепрятываем подальше с глаз. До следующей уборки.
В небольшой квартире, конечно, все же приходится время от времени освобождать урезанное жизненное пространство от явно ненужного хлама (он с неслыханной «щедростью» отдается родственникам или, ввиду полной ветхости, отправляется на помойку). А если у вас частный дом? Да у дома чердак приличных размеров? Археологам будущего будет хороший объект изучения реликтов нашей древней эпохи.
Отчего же мы так привязчивы к вещам, купленными, быть может, годы назад и мало используемым нами? «Авось когда-нибудь пригодится…» Знакомо? Знакомо. Это «авось» хоронит не только возможность когда-нибудь очистить дом от «вечной мерзлоты» ненужных вещей. Печальней другое: даже в голову не приходит раздать ненужные нам вещи тем, кто в этих вещах крайне нуждается, но приобрести не в состоянии.
Посуда, постельное белье, детская одежда, из которой дети давно выросли; куртки, плащи, рубашки и перчатки, которые мы уже вряд ли будим носить; велосипед, годами стоящий в сарае; соковыжималка, в которую некогда поигрались и забыли; книги, когда-то скупавшиеся килограммами, но с появлением у каждого члена семьи смартфона или планшета ставшие невостребованными. И прочая и прочая. Зачем это хранить-хоронить, когда можно дать им новую жизнь в другой семье – семье, перебивающейся, быть может, с хлеба на воду?
Раздавайте эти вещи – и Господь даст вам все потребное для жизни.
Избавляйтесь от ненужного вам в пользу нуждающихся – и Спаситель избавит вас от многих бед.
Делитесь с ближними – и Христос разделит с вами тяготы жизненного пути.
Да, нужно иметь желание помогать другим. Да, нужно привести себе на память мысль так поступать. Поначалу это трудно, потому что все мы в той или иной степени эгоисты, все мы в той или иной мере зациклены на себе, своих нуждах и желаниях. Однако это противоестественно натуре человека, созданного Богом для бессмертной жизни, для бессмертной любви. А любви естественно отдавать. Просто так. Ради Христа. Ради спасения.
Вы не знаете, как найти тех, кому можно передать ненужные вещи? Несите в православные храмы – туда постоянно приходят нуждающиеся. Узнайте телефоны и адреса городских социальных служб, помогающих бездомным, сиротам, матерям-одиночкам. Например, в Севастополе для таких «передач» есть замечательный благотворительный магазин «Добрые руки». Там бесплатно принимают подержанные (и новые) вещи – все, что вам не нужно дома, и продают их по смешным ценам. Вырученные же средства идут на помощь больным детям. Вот вам несложная посильная милостыня, милостыня двойного действия: ставшие вам ненужными вещи покупают за бесценок небогатые люди, и все эти деньги отдаются больным детям.
Спешите творить добро! Жизнь скоротечна, мимолетна. Представьте, что завтра вы умрете. Кому достанутся копимые годами вещи: белье, одежда, посуда? Хорошо, если раздадут их родственники за упокой вашей души. Но ведь вы могли бы сами, своими руками раздать их нуждающимся! Раздать, когда благоприятствовало вам время, были силы, воля, была жизнь! Награда ведь за это от Бога неизмеримо выше поминальной, когда ваши близкие ЗА ВАС раздадут эту милостыню. И, кстати, не факт, что они это сделают, размышляя по-плюшкински: «Оставим покамест. Авось когда-нибудь пригодится…»
Артемий СЛЕЗКИН,
выпускающий редактор газет Севастопольского благочиния
«Светлячок» и «Херсонесский вестник»
Публикация сайта Симферопольской епархии