Во вторник Вадим Евсеев представил свою автобиграфию, которую записал Игорь Рабинер. На презентацию книги «Футбол без цензуры» приехали те, кто был тренером у Вадима, те, кто с ним играл, те, кто когда-нибудь брал у него интервью. Среди них – корреспондент Sovsport.ru.
Разговорить сурового Евсеева непросто. Иногда это похоже на бокс. Затяжная атака в виде вопроса и ответ, как хук справа. Но с Рабинером Евсеев разговорился на несколько часов аудиозаписи. Правда, на презентации книги в «Порше-кафе» был немногословен, предоставив возможность высказаться гостям.
– На эту книгу меня сподвиг Александр Маньяков (крестный дочери Вадима Полины, футбольный агент. – Прим. ред.), – сказал Вадим. – Книга – о всей моей жизни в футболе. Как попал в дубль «Спартака», в основную команду, как в «Локомотив» переходил, как уходил из клуба. Как завершал футбольную карьеру, а сейчас продолжаю в другом качестве…
Неудивительно, что первая глава книги – о том самом выкрике в камеру после матча с Уэльсом, когда Вадим забил самый важный гол в жизни, а потом перекричал весь стадион «Миллениум» в Кардиффе.
Георгий Ярцев, вспоминая свой «Спартак»-1996, который он привел к чемпионству и в котором играл Вадим, и ту сборную России, которая с ним вышла на Евро-2004, благодаря голу Евсеева, называет его «бойцом», «смелым» и… «в меру упитанным».
Юрий Семин, прочитавший книгу, говорит Вадиму, что в ней вся его душа. Рассказывает, почему с Евсеевым было интересно работать и желает продолжить победные традиции уже как тренеру. Сейчас Вадим, точнее Вадим Валентинович, – помощник у Гаджи Гаджиева в «Амкаре».
Георгий Ярцев, кстати, напутствуя тренера Евсеева, раскрыл тайну одной из комнат на базе в Тарасовке: «Комнатой молчунов я называл ту, где жили Горлукович и Евсеев. Там всегда тишина была».
Ярцев признался, что на установку перед одним из важнейших матчей их просто не разбудили. Прерывать установку не стали, но Горлукович и Евсеев сыграли, как надо.
– Всех спящих – буди, – заметил Ярцев, обращаясь к Вадиму. – И пусть те, кто у тебя выходит на поле, сражаются, как ты.
Сейчас сложно представить, что Вадим Валентинович отчебучит что-то вроде перелета со сбора в Москву на самолете в горнолыжных ботинках. А Вадик на спор (например, с Дмитрием Лоськовым) мог.
– Когда увидела Вадима в лыжных ботинках в аэропорту, подумала: «Ну, почему опять он?» Даже убежала из зала, – вспоминает жена Татьяна. – А он удивлялся: «Я же деньги в семью приношу…»
Спор, понятно, был не на щелбаны.
На презентации книги Вадим дарил подарки. Спартаковскому музею – бутсы, в которых отыграл несколько лет. Локомотивскому – футболку сборной России под вторым номером. Эта майка, по словам Евсеева, побывала на том матче в Уэльсе в 2003-м. Правда, была запасной.
В этот день и Вадиму дарили подарки. Записал послание тренер «Амкара» Гаджи Гаджиев. И тренер «Зенита-2» Владислав Радимов – тоже. Он передал «отдельный привет от Марущака».
Да, была история, когда Владислав назвал членов КДК «дебилами». А друг Евсеев возьми да и позвони Владу, представившись Виктором Марущаком. Так тогда звали председателя контрольно-дисциплинарного комитета. Пообщались какое-то время, пока Влад не понял, что к чему. Интересно, пранкер Вован знает о пионерах телефонных розыгрышей в российском футболе?
Радимова за «дебилов» тогда дисквалифицировали надолго. История уже в прошлом, но обращаются друзья Владислав и Вадим друг к другу с тех пор не иначе как «Марущак»…
Валерий Баринов, болельщик «Локомотива», обращаясь к Вадиму вообще сказал, что история его, ту, что он рассказывает в книге, достойна фильма. А обозреватель Sovsport.ru Евгений Ловчев, который, кстати, тоже готовит книгу с воспоминаниями, высказался так: «Будут новые поколения футболистов. Но все будут помнить, что в твоем поколении был мужик, который порвал Европу, а потом сказал сказал эту фразу!»
От молодого, если можно так сказать, поколения высказался Сергей Игнашевич. 36-летний рекордсмен по количеству матчей за сборную России всего на три года младше Евсеева.
– Вадим – один из самых в хорошем смысле слова сумасшедших, характерных людей, которых встречал. Мы говорили с ребятами, с которыми вместе раньше играли, – тяжело вспомнить кого-то еще с таким сильным характером, как у Евсеева. Надеюсь, в книге что-то прочитаем про себя и про нашу жизнь. Горжусь, что в моей карьере был такой хороший человек и футболист, как Вадик.