Христос после крестной смерти сходит в ад, Своей бессмертной душой. Господь разрушает ад, лишает диавола былой силы. Отныне ад уже не может задержать в себе человека, верующего во Христа.
Но ад не перестал существовать. В разрушенном аду может остаться только тот, кто полюбил ад при жизни, имел в сердце своём адское состояние. Тот, кто любил грех, и, по сути, отвергал Бога.
У сирийских отцов даже встречается мысль, что ад и рай – это одно и то же место. Просто любовь Божия для человека, любящего Бога, будет радостью, а для ненавидящего Бога – мучением. «Мучимые в геенне поражаются бичем любви» - писал прп.Исаак Сирин.
Или по-другому. Ад - место, в котором Бог ограничивает Свое присутствие, чтобы богоборец меньше мучился. Если человек при жизни отвернулся от Бога, то уже не сможет Его полюбить в загробном мире, потому что уже поздно, земная жизнь окончена (ад – это «поздно»).
Создавал ли Бог ад? Нет. Однако Богом созданы свободные существа, которые выбирают: жить в Боге, или отказаться от Него. Если отказался – что происходит? Как наделенный Богом даром жизни, человек продолжает жить - но там, где нет подлинной жизни. Вне Бога нет ни жизни, ни истины, ни добра. Разумное существо, захотевшее остаться без Бога, само себя ставит в условия аномального существования. И загробная участь его – это, по сути, продолжение существования в смерти, вечное умирание.
Насчет «места» ада. Состояние богооставленности не требует особого «места», где оно могло бы быть реализовано. Оно переживается внутри человека. Потому и говорят, что ад и рай у нас внутри. Впрочем, в тварном мире ад занимает какое-то место, недоступное чувственному восприятию.
Христос был там, в этом месте. Пророчески об этом написал Давид: «Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси» (Пс. 138:8). И на Кресте Христос, в Своем искупительном кенозисе, ради нас добровольно пережил богооставленность – наше состояние, адское состояние грешника («Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:45)).
Господь сделал это для того, чтобы мы, веруя в Него, от этого состояния спаслись. Спаслись от ада и смерти. Пасха – значит «проходить мимо» ада и смерти.
Мы мало об этом задумываемся – а стоит. Холодное (или, напротив, раскаленное) дыхание ада доносит всякий серьезный грех. Да и необязательно грех как конкретный поступок- а просто бытовое безбожие, жизнь без Бога. Угроза актуальна. «Вечность пахнет нефтью», как пел Летов.
И только если ты истинный друг Христа (вот как Лазарь, например), ад для тебя неопасен.
Так что Пасху встречаем – но не расслабляемся. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).