Предложение депутатов запретить россиянам покупать алкоголь в так называемой прикассовой зоне магазинов не нашло поддержки в Совете Федерации, узнали «Известия». Верхняя палата парламента оценила эту инициативу как сомнительный шаг на пути сокращения потребления спиртного. Сенаторы указали: законодательство не содержит определения «прикассовая зона», и поэтому неясно, где конкретно должна прекращаться продажа алкоголя. Раскритиковали законопроект и в Минфине: там считают, что поправки создают неравные условия для малого и крупного бизнеса. А вот эксперты уверены, что именно физическая недоступность спиртного способна снизить уровень его потребления.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам не поддержал законопроект депутатов ЛДПР о запрете продаж алкоголя в прикассовых зонах. Об этом говорится в отзыве за подписью первого зампреда комитета Сергея Рябухина, с документом ознакомились «Известия». Речь идет о поправках в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» (171-ФЗ), которые внесли в нижнюю палату парламента в конце февраля 2024 года. В ближайшее время их могут вынести на первое чтение, следует из базы Госдумы.
По задумке авторов проекта, депутатов ЛДПР во главе с Ярославом Ниловым, новые торговые ограничения планировалось ввести с 1 июля этого года. Исключение предполагается лишь для касс, которые находятся в специальном отделе со спиртным.
Цель законопроекта — защита прав и охрана здоровья граждан, следует из пояснительной записки к проекту. Такие поправки в 171-ФЗ пресекут злоупотребления торговых точек, которые подталкивают граждан к спонтанному приобретению алкоголя в прикассовой зоне.
«Маркетологи рассматривают эту зону как одно из наиболее доходных мест в магазине, поскольку именно тут человек склонен к импульсивными покупкам. Наряду с безобидными товарами — жевательной резинкой, шоколадом или конфетами «чупа-чупс» — в этих местах нередко располагают стеллажи с крепкими спиртными напитками», — отметили парламентарии в пояснительной записке.
Там же они утверждают, что магазин фактически заставляет человека «посетить» алкогольный отдел — вне зависимости от его желания и потребностей. И таким образом торговля старается подтолкнуть потребителей к покупке спиртного, в том числе тех людей, которые борются со своим пристрастием к нему. Авторы поправок считают, что «анализ судебной практики показал, что понятие «прикассовая зона» устоявшееся, следует из постановлений арбитражных судов и судов общей юрисдикции».
Но с их доводами не согласились сенаторы. В отзыве профильного комитета Совета Федерации сказано: в самом законопроекте его авторы не раскрыли понятие прикассовой зоны, «что не отвечает принципу правовой определенности и может рассматриваться в качестве коррупциогенного фактора». Из-за такой неопределенности «неясно, как осуществлять контроль за исполнением рассматриваемого запрета». Кроме того, пояснительная записка не содержит данных, которые бы доказывали, что алкоголь в этой зоне негативно сказывается на динамике потребления спиртного населением.
Поэтому «комитет Совета Федерации по экономической политике не поддерживает законопроект», отмечено в его отзыве. Мнение Совфеда может заблокировать движение проекта в Госдуме, подчеркнул источник в правительстве.
Принятие таких поправок создаст неравные конкурентные условия между малым, средним и крупным бизнесами, сказали «Известиям» в Минфине.
— Розничную продажу алкогольной продукции в зоне, где оплачивают товар, могут вести из-за отсутствия достаточной площади торгового зала, — отметили в министерстве. — Поэтому может возникнуть ситуация, при которой у предпринимателей не получится перераспределить площади розничных объектов под предлагаемые законопроектом требования. Это негативно отразится на небольших населенных пунктах с ограниченным количеством магазинов.
Минпромторг уже рассмотрел доводы Минфина и признал их обоснованными, подчеркнули «Известиям» в Министерстве промышленности и торговли.
Основной автор законопроекта Ярослав Нилов отметил «Известиям», что ранее торговля примерно таким же образом продавала сигареты, но теперь их скрыли в прикассовых зонах.
— Мы можем уточнить формулировки поправок и определить размер «запретительных» зон, нам важна концептуальная поддержка коллег, — добавил он.
Практика показывает, что избыточное регулирование продаж алкоголя в большинстве случаев не ведет к сокращению его потребления, сказал «Известиям» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
— В большей степени эта инициатива затронет мелкорозничную торговлю и несетевые точки, для которых продажа спиртного в небольшой таре — значимый источник дохода, — заметил он. — Многие традиционные магазины технически не смогут выполнить данное требование, поскольку их прикассовую зону сложно определить либо она находится рядом с полочным пространством.
Ранее такие инициативы уже выдвигали на региональном уровне, однако они не получили поддержки в том числе из-за сложностей сегментирования торгового пространства магазинов разного формата, напомнил эксперт.
Но мировой опыт показывает, что потребление алкоголя снижается в случае его физической недоступности, сказал «Известиям» глава Российской ассоциации общественного здоровья Андрей Демин. Как правило, это происходит за счет различных ограничений продаж внутри магазина, в том числе речь идет и о запрете на реализацию спиртного в прикассовой зоне. Некоторые страны действуют еще жестче: они организуют торговлю алкоголем исключительно в специализированных магазинах. В целом это позволяет снизить соблазны для потребителей, которые торговля в РФ активно использует, уверен эксперт.