Это «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары и «Песнь Ахилла» Мадлен Миллер. Ранее АСТ сообщило о снятии с продаж «Наследия» Сорокина, «Дома на краю света» Каннингема и «Комнаты Джованни» Болдуина. В текстах нашли пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений
Издательство АСТ рекомендовало изъять из продажи книги «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары и «Песнь Ахилла» Мадлен Миллер. АСТ отправило соответствующее письмо в книжные магазины, пишут «Ведомости». Причина — в этих произведениях нашли признаки, подпадающих под статью о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений.
Накануне по тем же причинам издательство сообщило об остановке продажи книг Владимира Сорокина «Наследие», Майкла Каннингема «Дом на краю света» и Джеймса Болдуина «Комната Джованни».
После этой новости в СМИ появилась информация о том, что в России создали экспертный центр для проверки книг на соответствие новым законам. В экспертный совет центра, среди прочих, вошли представители российских религиозных конфессий.
Этот центр был образован полгода назад на базе Российского книжного союза. Заговорили о нем когда появились первые решения издательств, объяснил управляющий
Леонид Палько управляющий вице-президент Российского книжного союза «Да, экспертный совет был создан, Министерство цифрового развития обратилось к нам с тем, чтобы на базе самой большой общественной организации создать этот центр. Но все заключения центра носят рекомендательный характер. К нам обращаются издатели и правоохранительные органы, мы ведем свой внутренний реестр, в котором указано, по каким книгам были обращения, какие даны заключения. Эксперты смотрят текст на соответствие законодательству РФ, пишут заключение, как минимум два-три человека занимаются одной книгой, после этого идет заключение наше, и рекомендацию мы передаем издательству, а издательство вправе само решать, как поступать. Считаю, что Министерство цифрового развития свой функционал перебросило на общественную организацию. Пытаются говорить, что это гослит, который был в советское время, нет, это просто экспертная площадка, так называемый пылеуловитель или громоотвод, который пытается каким-то образом разобраться».
Запуск экспертного совета для проверки книг на соответствие законам обсуждали еще в январе прошлого года на встрече издательств и Российского книжного союза с Роскомнадзором. Такая схема некой централизованной комиссии представлялась тогда как одна из приемлемых для участников встречи.
Главная сложность — это закон о запрете
Нет только самих писателей, и это упущение, считает поэт и прозаик, литературный критик, заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» Андрей
Андрей Щербак-Жуков поэт и прозаик, литературный критик, заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» «Такая комиссия должна быть, потому что закон есть, а как его выполнять — непонятно. Самое главное, что в данном случае считать пропагандой. Я в корне не согласен с приостановкой продажи романа Сорокина, он отнюдь не пропагандирует эти отношения, наоборот он их осуждает. Пока еще все не сформировано, пока не определены критерии, как раз сейчас под палку могут попасть произведения, которые совершенно недостойны запрета. Если бы было, как сначала планировалось на базе одной Минцифры, всегда плохо, когда решает кто-то один, хорошо, когда решающих много, то есть кому кого-то перевесить. Мне показалось странным отсутствие здесь именно литераторов, почему нет АСПИР (Ассоциации писателей и издателей России»)? Почему нет писательских союзов — Союза писателей России, Союза российских писателей, которые считаются правопреемниками Союза писателей СССР».
Письма с рекомендациями от издательства АСТ уже получили книжные магазины «Москва», петербургский «Дом книги» и группа компаний «Литрес». На момент публикации материала ответа от АСТ на запрос Business FM в редакцию радиостанции не поступало. Комментарии других крупных издательств, таких как ЭКСМО и «Альпина», также не удалось получить.