Депутат Законодательного собрания Николай Мочалин обратил внимание правительства Новосибирской области и коллег по парламенту на важную проблему – камеры, фиксирующие нарушения ПДД, работают не на безопасность, а на зарабатывание денег.
Сегодня, 23 апреля, проходит сессия Законодательного собрания Новосибирской области. Депутат Николай Мочалин, в ходе рассмотрения поправок в бюджет, акцентировал внимание на проблематике использования камер, фиксирующих нарушения правил дорожного движения.
Выступлению Мочалина предшествовал доклад министра финансов и налоговой политики региона Виталия Голубенко. Он рассказал о поправках, которые предполагается внести в бюджет. В их числе – увеличение доходов на сотни миллионов рублей за счет штрафов, получаемых от установки комплексов видеофиксации и штрафов за нарушение обязательств по госконтрактам. Депутат заметил – откуда Минфину и Минтрансу известно, на сколько оштрафуют автомобилистов и подрядчиков? Приводим цитату Мочалина целиком.
– Камеры на дорогах Новосибирска зарабатывают более 700 миллионов рублей в год. В среднем в год каждый комплекс приносит около 8 миллионов рублей. Кроме бюджета дополнительно свою долю получают и частники. В среднем по одной камере в год выписывают 16 тысяч административных штрафов. Есть мнение, что по большей мере сейчас камеры на дорогах выполняют функцию сбора денег с водителей. Что это уже давным-давно не профилактическая, а фискальная мера. Что это коммерциализация законодательства в области дорожного движения, очередной легализованный способ отъема денег у водителей. При этом на дорогах области до сих пор не устранено или создано огромное количество ловушек, из-за которых даже самые законопослушные автомобилисты получают штрафы. Проехать по Новосибирску, да и по многим трассам, которые перекопаны все лето и осень, и какие-то правила не нарушить получается у очень немногих. Город превратили в огромную ловушку для водителей и пешеходов с громадными пробками. В центре города сделать остановку или припарковать машину без нарушений сложно. Остановишься у магазина, тут же эвакуаторы оказывают дорогостоящие услуги, – отметил парламентарий.
Далее он пояснил, что, раз такие доходы запланированы, значит, есть и ответственные за их исполнение. Следовательно, чтобы соответствовать плану, будут приняты меры для увеличения числа нарушений.
– А это уже провокация. Это уже не штрафы, а запланированные поборы. Напрямую штрафы на безопасность дорожного движения, и прежде всего на аварии со смертельным исходом, не влияют. По данным открытых источников Новосибирская область стала лидером по числу прироста аварий каждый год. Чтобы повысить пропускную способность дорог и избежать невосполнимых потерь в результате ДТП, нужно строить дорожную инфраструктуру. Но строительство инфраструктуры приведет к парадоксу: дорога с хорошей инфраструктурой экономически окажется невыгодной, бюджет и частный бизнес недополучат доходы. Зато трасса, на которой «внезапно» появляется камера, будет стабильно приносить деньги в бюджет. И закон это поощряет. Уверен, что государственная политика должна быть направлена не на сбор штрафов, а на профилактику и искоренение правонарушений, – продолжил Николай Мочалин.
Депутат привел цитаты президента России Владимира Путина и генерального прокурора Игоря Краснова. Они обращали внимание на то, что правоохранительные органы не должны ставить задачу именно ловить нарушителей – необходимо сделать дороги безопасными.
– У нас под благими предлогами борьба за безопасность движения превратилась в типичный бизнес, когда аффилированные фирмы обогащаются, региональные бюджеты пополняются. Недопустимо специально ставить камеры так, чтобы водитель попал на штраф. Не нужно эти камеры на опасных участках специально скрывать и прятать. В этом случае происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий. Вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, – говорил глава государства.
Поэтому президент потребовал разобраться с законностью установок камер в регионах РФ и подписал соответствующий закон, который вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
Парламентарий, кроме того, акцентировал внимание на провале выполнения целевых показателей проекта «Безопасность дорожного движения» в 2023 году – число погибших на областных трассах выросло на 9,4 %.
– Думаю, что пора поставить вопрос об общественном и депутатском контроле за эффективностью расходования средств, направляемых вроде бы на безопасность дорожного движения. За последние полгода арестованы сразу два директора операторов этих камер – областного Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Трещев, а на прошлой неделе – директор городского Центра организации дорожного движения Анакин, а также Мальцев – бывший директор «Специализированного монтажно-эксплуатационного учреждения» – оператора системы автоматизированного управления дорожным движением (АСУДД). Эти уголовные дела и аресты показывают, что надо разбираться, что происходит в этих структурах. Вместо решения дорожных проблем, создания интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД), мы получаем закупку «железа» в виде этих камер, которые, скорее всего, никак не влияют на безопасность движения.
Поэтому я предлагаю разобраться публично с этими вопросами, и провести слушания с привлечением министерства транспорта, Минцифры, ТУАД, ЦОДД, ГИБДД, депутатов и общественности, – подытожил депутат.