У каждой крупной экономики мира разно или поздно наступает кризис, который нередко приводит к развалу державы.
А Китай сегодня – это держава, экономика которой находится на пределе из-за напряжения отношений с Западом, куда идет львиная доля производимого китайцами продукта.
Но от многих продуктов, которые сегодня производятся в Поднебесной, западные потребители уже начинают отказываться из-за сильно возросшей себестоимости.
И недалек тот момент, когда китайский продукт уже вообще не будет продаваться, за этим возникнет кризис перепроизводства, и, как итог – крах державы, от которой отвалятся очень крупные имперские территории.
Я никогда не задумывался о том, когда Китай развалится, то есть начнется его упадок. Я вообще раньше не предполагал, что у Китая может случиться какой-то там упадок. С чего бы разваливаться динамично развивающейся стране?
Но тут мне однажды повстречался один пятиклассник, который, несомненно, в будущем станет известным политиком или экономистом, и он мне тремя жестами разъяснил, почему Китаю скоро настанет кирдык в том или ином виде. Но неважно какой вид кирдыка обрушится на Китай, а то, что экономический кризис развалит страну на части – это точно.
Итак, я, наконец узнал, где кроется смерть экономики Китая, и обнаружилась она в самом неожиданном месте. Я написал об этом недавно публикацию, но оказалось, что большинство моих читателей вообще не хотят понимать проблему, которую я описал. Поэтому я решил показать ее в более углубленном виде и обрисовать более простыми словами, чтобы было понятней.
Для начала надо уяснить, что Китай все свои богатства качает исключительно с Запада. Ну, это и так ясно, потому что Китайская экономика сегодня работает по большей части на Америку и Европу, которые платят ей живые деньги. Конечно, продает Китай свой продукт и во многие другие страны, но кроме Запада все остальные страны нищие, и туда сильно много не продать, а тем более за ту цену, которую платит Запад.
И вот, если прикинуть, что именно Китай продает на Запад, то оказывается, что продает он вовсе не товары, а свою дешевую рабочую силу. Продукт, который сегодня производит и продает за рубеж Китай, может производить любая страна в мире, но вот не в каждой стране имеется дешевая рабсила, эксплуатация которой может удешевить производимый продукт настолько, чтобы его можно было задвигать на Запад миллиардами тонн в секунду.
Нет, есть, конечно, государства, где рабсила еще дешевле, но тут наблюдается два существенных момента, которые не позволяют ее в них использовать достаточно эффективно.
Во-первых, не всякая рабсила годится для производства относительно качественной электроники, текстильной продукции и даже гипсокартона. Я не хочу крошить батон на негров или папуасов, но я не представляю, как их можно загнать на фабрику, которая производит электронные платы для айфонов, которые поступают в торговые сети Европы и Америки.
Во-вторых, Китай, по сути, единственная страна в мире, правительство которой держит страну под полным контролем, не допуская никаких беспорядков в виде забастовок, направленных на повышение заработной платы. В Мексике, например, или Индонезии, такого порядка не существует, там любое предприятие, выпускающее продукт для западного рынка, может подвергнуться налету самых разных радикальных сил, которые не согласны с экономической политикой государства. В Китае таких сил просто не существует, потому не существует и беспорядков, и даже намеков на них.
Именно поэтому в 80-х годах в Китай под гарантии твердо стоящего на ногах тоталитарного коммунистического режима, способного прекрасно держать миллиардное население в узде, и отправила Америка и Европа практически всю свою промышленность – и легкую, и тяжелую, и даже строительную. Ход был просто гениальный – тогда как за единицу произведенного продукта западному рабочему надо было выплатить условно 1 доллар, рабочему китайскому прекрасно хватало 10 центов. Китайские коммунисты получали с этого развитую западную экономику, а европейские капиталисты – 800% прибыли.
Вы представляете себе, что такое 800% прибыли? Давайте я процитирую Карла Маркса:
«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Вот видите, даже такой смелый мыслитель выше 300% не смог ничего нафантазировать. А тут аж 800%, то есть, на каждый вложенный доллар западный капиталист получает целых 9 баксов!
Правда, в случае с Китаем западный капиталист получит не 9 баксов, а всего баксов 8, потому что 1 доллар придется отслюнявить за перемещение произведенного продукта из Китая в США или Европу. Но и 8 баксов – это не 300%, до которых в самых своих смелых мыслях додумался Карл Маркс.
И вот что мы видим. С того момента, как западные капиталисты стали получать по 800% прибыли от своих китайских предприятий, прошло 30 лет. И за это время в самом Китае много изменилось. Например, за эти годы зарплаты китайских рабочих увеличились в 5, 6, а то и в 7 раз. То есть, в эти же 5-6-7 раз снизилась и прибыль западных капиталистов. Но западные капиталисты по-прежнему продолжают эксплуатировать китайских рабочих, потому что прибыль хоть и снизилась, но она все же есть. Вспомним Карла Маркса – даже 100% прибыли очень сильно вдохновляют западного капиталиста.
Но так будет не всегда. Китайское руководство поставило себе задачу обеспечить высокими заработками все 1,5 миллиарда китайцев, а не всего только 500 миллионов, как сегодня. То есть, зарплаты будут расти не только у китайских рабочих, но и у китайских колхозников. Тут же кормится и китайская армия, полиция, интеллигенция, я не говорю уже о чиновниках и местных капиталистах. Всем нужно повышение доходов, а за чей счет эти доходы можно повышать?
Естественно, за счет европейцев и американцев, то есть дальнейшего повышения себестоимости производимого и отправляемого на Запад продукта. И очень быстро наступит момент, когда этот продукт Западу будет невыгодно везти из Китая. А будет выгодно его производить на своей собственной территории, особенно учитывая тот факт, что сегодня и в Америке, и в Европе наблюдается большой наплыв мигрантов, которые готовы получать в два или даже три раза меньше современного китайца, работающего на Запад.
И вот, куда Китай будет продавать свой продукт, когда Запад наконец от него откажется из-за низкой рентабельности? Ведь сегодня даже производящий гипсокартон или пляжные тапочки китаец почти сравнялся по доходам с американцем, а тут еще транспортные издержки, которые уничтожают вообще всякую прибыль.
Европа и Америка уже отказываются от множества китайских продуктов, не так активно, правда, но процесс уже пошел. Например, индус, сидящий в Париже, может пошить любой вид брендовой одежды не хуже китайского качества, но гораздо ниже по себестоимости. И зачем эту одежду везти аж из Китая?
Вывод – Европа почти отказалась уже от китайского элитного продукта, потому что свой ей производить сегодня выгоднее. А вдруг она откажется от китайской электроники? Куда китайцы отправят все корабли, нагруженные айфонами и компьютерами? В Нигерию? Или в Патагонию?
Вот это и есть ключевая проблема китайского промышленного продукта. Сегодня Китай богатеет на его реализации, а когда его станет некуда реализовывать, то что произойдет с китайской экономикой? Из-за отсутствия спроса большинство предприятий, которых сегодня в Китае даже не сотни тысяч, а миллионы, просто закроются, и огромное количество китайских рабочих останется без работы. И что с ними станет? Где они будут брать деньги на пропитание и обеспечение своих семей?
В лучшем случае они все ломанутся на тот же Запад, чтобы поднимать американскую и европейскую экономику, потому что если они останутся в Китае, то коммунистическая власть, которая допустила такой страшный перекос, просто рухнет.
А что случается с державой, в которой рушится власть?
Примеры есть, например, можно вспомнить СССР, который развалился, когда экономика перестала работать. Точно так же развалится и Китай, потому что Китай – это империя, от которой начнут откалываться ее колонии в виде Тибета, Туркестана, Внутренней Монголии, а то и Маньчжурии. Не будем забывать, что маньчжур сегодня в Китае насчитывается более 10 миллионов, а этого их количества как раз хватит, чтобы восстановить своё историческое государство.
Развалится Китай, как варёная репка, потому что нынешние китайские олигархи спят и видят, как бы поделить Поднебесную на свои собственные феодальные вотчины, как это бывало в истории державы не один раз, последний из них был в 20-30-х годах прошлого столетия.
Не, конечно, найдутся скептики, которые будут утверждать, что ничего плохого с Китаем не случится, а не востребованный на Западе продукт можно распродавать внутри страны. То есть, Китай может пустить все свои мощности на внутреннее потребление, и проблема будет решена.
Я не спорю с этим утверждением – на внутреннее потребление может перейти любая экономика, но только в том случае, если это внутреннее потребление будет востребовано.
А что, сейчас в Китае не хватает внутреннего потребления? Сегодня внутреннее потребление в Китае переизбыточное, никто из китайцев не купит сразу два или три айфона вместо одного необходимого, и не поставит себе в гараж сразу десяток электрокаров, которые оказались ненужными на Западе.
Больше того, чем китайская промышленность обеспечивает внутренний рынок страны, она не сможет на этом внутреннем рынке реализовать. Ненужный на Западе продукт заполнит все склады, и наступит кризис перепроизводства. А вы знаете, чем обычно заканчивается кризис перепроизводства?
Кризис перепроизводства для любого государства заканчивается катастрофой, потому всю историю главные державы мира так дрались друг с другом за рынки сбыта, что даже устраивали кровопролитные мировые войны. А если Китай отрубят от западного рынка сбыта, то как он будет за него драться? Сбросит на Европу и Америку ядерные бомбы что ли?
Нет, вернуть западный рынок сбыта будет невозможно по очень простым экономическим причинам. Китаю придется снизить уровень своей экономики раз в десять, а то и больше, а это уже не просто катастрофа, а светопреставление. При этом это светопреставление приближается вполне реально, а не существует только в мозгах диванных экономистов-теоретиков. Запад уже начинает ограничивать Китай в экспорте, потому что многие позиции этого экспорта реализовывать в Америке и Европе просто невыгодно. Запад уже сегодня начинает самостоятельно производить вполне конкурентоспособный продукт, который он раньше ввозил из Китая.
А когда он отменит вообще весь китайский экспорт?
На чем будет зарабатывать китайский рабочий класс? На чем будут богатеть китайские капиталисты? Из какого источника будет пополняться казна коммунистического государства?
Почему-то об этом сегодня любители Китая совершенно не задумываются. Они думают, что Китай до бесконечности может повышать себестоимость своего экспорта, и до бесконечности получать от этого деньги. Нет, так это не работает. Продукт востребован только тогда, когда он дешевле, чем у других производителей. Если он становится дороже, то он никому не нужен. А китайский продукт дорожает день ото дня, и не за горами тот момент, когда он вообще никому не станет нужен.
А тот, кто думает, что Запад будет покупать у Китая его продукт дороже, чем могут производить американские или европейские рабочие, тот или чего-то не понимает, или просто тролль.