Восьмого апреля Холланд дал показания перед канадско-китайским комитетом Палаты общин, касаясь продолжающегося расследования нарушений национальной безопасности с участием учёных Сянго Цю и Кедин Ченга.
Г-жа Цю и г-н Ченг, супружеская пара, были удалены из ведущей канадской лаборатории биобезопасности в Виннипеге в июле 2019 года и впоследствии уволены в январе 2021 года за нераскрытые связи с китайскими организациями.
Согласно рассекреченным документам, тревожные сигналы о двух учёных из Национальной микробиологической лаборатории (NML) были впервые получены в августе 2018 года, но расследование начали только в декабре этого года.
Цю впервые была внесена в список изобретателей по патенту, поданному в Китае в октябре 2017 года без ведома руководства Агентства общественного здравоохранения Канады (PHAC), которое курирует NML.
Вскоре после первых предупреждений о двух случаях в августе 2018 года Цю всё же отправилась в Китай в октябре 2018 года и провела учебный семинар в Уханьском институте вирусологии (WIV). В настоящее время она также согласилась стать членом Международного консультативного комитета лаборатории.
Также в том же месяце в Канаде старший техник WIV, которого Цю привела в NML, была поймана при попытке извлечь пробирки из NML, когда посетители с ограниченным доступом под наблюдением Цю и Чэна остались в лаборатории без сопровождения.
В ноябре 2018 года руководство NML одобрило отправку смертельно опасных штаммов вируса Nipah и Эбола в WIV по просьбе Цю.
Правительственная организация, отвечающая за вопросы безопасности в PHAC, 21 декабря 2018 года наняла охранную фирму для расследования этих двух случаев.
«Это спустя месяцы после того, как были получены первые тревожные сигналы, — заявил на заседании комитета депутат-консерватор Майкл Купер. — Тем временем с Уханем было подписано соглашение о передаче материалов по просьбе одного из тех учёных, которые считались потенциальной угрозой национальной безопасности. Почему потребовалось так много времени для начала предварительного расследования?»
Министр Холланд заявил, что правительственному учреждению необходимо следовать «надлежащей правовой процедуре».
«В данном случае выяснялся характер этого патента и причина, по которой этот патент не был раскрыт», — сказал Холланд.
Он также сказал, что передача образцов вируса в Ухань была осуществлена в интересах развития науки и для защиты всего человечества.
«Тот факт, что есть страны, которые занимаются деятельностью, которая может поставить под угрозу не только нашу страну, но и всех людей, вызывает глубокую тревогу», — сказал министр.
Во время заседания комитета депутат-консерватор Майкл Чонг спросил о «внезапной» отставке Мэтью Гилмора, главы NML, и Тины Намесневски, президента PHAC. Гилмор ушёл в отставку в мае 2020 года, «через восемь недель после глобальной пандемии», по словам Чонга, а Намесневски ушла в отставку в сентябре 2020 года.
Хизер Джеффри, нынешний президент PHAC, сказала, что с её стороны было бы неуместно комментировать проблемы этих сотрудников, но добавила, что отставки не были связаны с проблемой уволенных учёных.
«Они подали в отставку по личным причинам», — сказала Джеффри.
Чонг попросил подтвердить, что отставки «вообще не были связаны с этой проблемой».
На этот раз Джеффри сказала, что она «не посвящена в их причины», прежде чем её прервал Чонг, который спросил: «Но вы знаете, что они подали в отставку по личным причинам?»
В этот момент вмешался Холланд, сказав, что необходимо быть «осторожным» при обсуждении проблем сотрудников.
Холланд также столкнулся с вызовом со стороны члена парламента от Квебекского блока Стефана Бержерона за его более ранние комментарии о том, что влияние Китая на научное сообщество Канады раньше не было так хорошо известно, как сегодня.
Во время пресс-конференции после публикации правительственных документов о двух учёных в конце февраля Холланд сказал журналистам, что ещё в 2019 году ни он, ни PHAC не были бы «уверены» в том, до какой степени Китай готов пойти на «влияние на науку и получение информации».
«Я думаю, что было неадекватное понимание угрозы иностранного вмешательства», — сказал Холланд 28 февраля.
Бержерон сказал, что в течение многих лет до этого Канадская служба безопасности и разведки (CSIS) предупреждала о рисках, которые представляет Китай.
«В 2010 году CSIS опубликовала отчёт, объясняющий рост экономической мощи Китая, его новое агрессивное поведение при найме сотрудников иностранных ведомств, что наводит на мысль о недостаточности ресурсов, когда дело доходит до разведки», — сказал Бержерон.
«Другими словами, в течение последних 20 лет CSIS предупреждала правительственные органы о том факте, что Китайская Народная Республика проявляет себя всё более агрессивно и активизирует свою деятельность по сбору разведданных, особенно когда речь заходит о технологических исследованиях и достижениях с биомедицинской точки зрения».
В ответ Холланд сказал, что общественная безопасность является «сложным вопросом».
«У этого так много аспектов, особенно когда речь идёт о вирусе, который угрожает населению в целом», — сказал он.
«Конечно, правительство собирается сделать всё возможное для защиты населения. Оно попытается действовать сообща и искать решения таким образом, чтобы, если будут доступны решения, что ж, тогда они будут использованы».