XXXIV международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса Тулыс» открылся в Коми «Фаустом» (12+). Коллектив Театра оперы и балета республики представил новый взгляд на известное произведение: в нем новейшие технологии и нейропрограммирование переплелись с вечными темами — любовью и одержимостью молодостью. Спектакль шел на языке оригинала, что, по задумке постановочной группы, должно было лучше раскрыть и уровень исполнителей, и идеи.
Оперу «Фауст» Коми опера анонсировала еще два года назад. Если зритель ожидал классической постановки, то его ждал сюрприз. Композитор Шарль Гуно взял за основу «Фауста» средневековую легенду и одноименную трагедию Иоганна Вольфганга фон Гете, чтобы рассказать о противостоянии добра и зла. Историю Фауста, который ради возвращения молодости заключает сделку с Мефистофелем, а в итоге разрушает жизнь своей возлюбленной Маргариты, в Коми опере представили как программу. Даже в описании зритель может прочесть: «Старый Фауст блуждает в лабиринтах нейросети», «Фауст заново должен пройти свою жизнь по другому пути, по той программе, которую предложит ему Мефистофель», «Божественный разум человека победил нейросистему».
На пресс-конференции перед фестивалем режиссер Илья Можайский заявлял, что идея нейропрограммирования возникла во время поисков в знакомой истории современных смыслов. Это делалось, что привлечь молодую аудиторию в театр.
Новая трактовка в первую очередь нашла воплощение в сценографии. Действие перенесено в современную действительность: Фауст хоть и стар, но работает на ноутбуке, а Мефистофель просит подписать дьявольский контракт на планшете. У оперы много высокотехнологичных решений. Вместо традиционных декораций в основном экраны с видеопроекциями, которые в ключевые моменты напоминают двоичный код. Визуально они отсылают к фильму «Матрица», где персонажи были погружены в симуляцию. Аллюзии на эту научную фантастику можно заметить в костюмах Мефистофеля и его приспешников: черная кожа, круглые черные очки.
Цвета в одежде персонажей также имеют значение и помогают зрителю отделить условно отрицательных и положительных героев, рассказывают постановщики. Белый — как символ чистоты, которая присуща Маргарите при первом появлении и ее брату Валентину, черный — трагедии, как у Мефистофеля.
При всех современных элементах «Фауст» остается близок к первоисточнику. В первую очередь — язык исполнения. Опера шла на французском с русскими субтитрами. Для этого с артистами специально работал коуч. По мнению режиссера, исполнение на языке оригинала должно было продемонстрировать высокий уровень подготовки артистов.
Валерия Зеленская, воплотившая Маргариту, не впервые исполняла материал на французском языке. До этого была еще одна опера в театре — «Сказки Гофмана»:
— Партия на языке оригинала — это мой билет в большой мир оперы. Я приготовила эту партию на мировом уровне, и я благодарна театру за такую подготовку. Партия Маргариты — это подарок для меня как певицы и как для актрисы. Потому что образ Маргариты полностью перевоплощается в конце, это два разных человека.
«Фауст» в Коми опере не обошелся без балетных сцен. Хореографическую часть поставил Андрей Меркурьев. Он представил авторское видение сцены «Вальпургиева ночь» — ведьминского шабаша.
Несмотря на новый облик персонажей и сценографию, «Фауст» остается верен вечным темам, считает Максим Палий, примеривший образ Мефистофеля:
— Что касается всего «нейро», определенная пластика нужна, определенное поведение согласно сценографии и костюму. Но сама суть Мефистофеля, все образы, которые есть в этом произведении, — вечные темы. Ничего не меняется сквозь века, люди остаются все те же, проблемы духовные все те же. Этот спектакль, как бы его ни трактовали, в какой бы сценографии не показывали, по своей сути является определенной проповедью.
«Сыктывкарса Тулыс» продолжится уже 14 апреля балетом «Крик» (12+). Подробнее об афише фестиваля в отдельном материале БНК.
БНК