Вечером 22 марта на концерте группы «Пикник» в «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Неизвестные ворвались в здание концертного зала на северо-западе Москвы и открыли огонь по людям, после чего начался пожар. По данным ФСБ, погибло 60 человек, среди них трое детей, более 140 получили ранения. «Известия» собрали монологи очевидцев того, что происходило в «Крокусе».
Дмитрий приехал в Москву в командировку. «Узнал о трагедии из новостей. Рядом оказался пункт сдачи крови для пострадавших, и я решил помочь — сдать кровь, в такой трагедии мы должны сплотиться, помочь людям.
Посмотрите, сколько людей [пришли сдавать кровь], целая очередь на пол-улицы. Очень приятно, что столько неравнодушных. Мы должны сплотиться в такие трудные времена и помочь по мере возможности».
Событие трагическое, оно каждого касается. У меня, к сожалению, скорее всего, там были знакомые, о судьбе которых я не знаю до сих пор. Они были в составе организационной группы этого концерта. Естественно, я не могла остаться в стороне. Это первый раз, когда я сдаю кровь. Но, скорее всего, я пришла бы в любом случае. Волнительно, переживательно за людей, потому что это люди, живые люди. Дети, взрослые — неважно, это мирный город, мирное представление, куда они шли, Трагедия, конечно, чудовищная.
В 9:00 часов мне позвонили, разбудили. Я поехал узнать, что к чему. В Крокус Сити было оцепление, поэтому кого-либо отвезти просто не было возможности. Я понял, что сейчас самое важное время — нужна помощь. Сейчас стою рядом с Красногорской больницей. Буду здесь до пять утра, а после у меня заказ в Шереметьево. (...) Отвозил только пока медиков, которые здесь работали.
Я участник СВО, я россиянин. Я всегда говорил и всегда буду говорить: нет сейчас национальностей в России. Есть одна национальность — русские, нас объединяет менталитет. То, что случилось, — это просто горе.
Я пришла, потому что это такая трагедия, надо хоть как-то помочь, хоть чем-то. С самого утра включила новости, чтобы посмотреть. Там было сказано, что можно сдать кровь по указанным адресам. Выбрала ближайший ко мне адрес и прибежала. Центр открывается в 9:00, а здесь уже так много людей. Думаю, до 11:00, до закрытия, придет еще очень много. Ужас, конечно... Боль за всё, что там случилось.
Молодой человек в день трагедии встречал пострадавших, делал им успокаивающий чай и помогал садиться в такси.
«Человек десять из Крокуса тут были. Единственное, что я мог сделать — это просто их здесь принять и сделать чай успокаивающий, и оправить на такси, кого смог. Я стоял на улице и подсказывал людям: что за адрес, куда лучше подъехать. Некоторых успокаивал, некоторые меня успокаивали. Поначалу люди были в панике, потом успокоились, когда поняли, что они уже далеко от эвакуации. Раненных не было. Люди прибегали без курток, греться».
Увидела новость о произошедшем, решила, что моя помощь здесь понадобиться, поскольку я учусь на врача. Мы позвонили в больницу с подругой, нам сообщили, что помощь действительно нужна.
Я проходила практику, умею проводить различные медицинские манипуляции, в том числе внутримышечные инъекции, также знаю, как оказывать первую помощь и остановить кровотечение. На должностях среднего медперсонала спокойно могу помочь сотрудникам. Мы ехали через всю Москву.
Я увидел объявление после вчерашнего события и подумал, что моя кровь поможет тем, кто пострадал в этом происшествии. Когда узнал, был полный шок, непонимание. Это всё неожиданно — давно не было таких сильных чрезвычайных происшествий. Здесь со мной уже больше 20 человек, все пришли сдать кровь.
Это ужасная трагедия. У меня слезы на глазах: столько погибших. Как не помочь в такой ситуации. [На пункт переливания] пришли простые люди. Когда я увидела вчера по новостям ситуацию, я уже знала, что приду сдавать кровь. Пришла за полчаса до открытия — и здесь уже были люди, они стояли и ждали, чтобы помочь.
Помимо того, что в Крокусе был концерт, параллельно с этим несколько дней еще шло на танцевальное соревнование. Люди приехали со всей страны, из ближайших городов и с другого конца страны. Я предложила свою небольшую помощь, чтобы они не чувствовали себя одинокими и беспомощными. Но пока ко мне никто не обратился, так как желающих помочь слишком много.
Я думаю, что любому из нас в таких ситуациях необходима помощь и поддержка. Не всегда даже какая-то физическая или материальная, а просто моральная, просто осознание того, что кто-то с тобой рядом и кто-то готов тебе помочь.
У меня подруга — сотрудник данной организации, а я водитель «Яндекс.Такси». Но мы приехали как волонтеры. Сначала поехали в «Крокус», оттуда вывезли девушку сотрудницу, отвезли домой. А потом уже приехали сюда [в больницу]. Мы ждем и готовы прийти на помощь людям, развезти сотрудников по домам.
Василий работает спасателем, занимается обеспечение безопасности на водных объектах в Москве. Когда мужчина узнал о трагедии, сразу пошел сдавать кровь в пункт приема, городскую клиническую больницу № 67 имени Л. А. Ворохобова.
«Я спасатель, подумал, что моя помощь будет нужна людям, пострадавшим во вчерашней чудовищной трагедии. Появилась возможность оказать содействие, сдать кровь. Сейчас наша главная задача помочь всем нуждающимся».