Март вестник весны. В природе происходит явление когда солнце одолевает зиму и окончательный перелом наступает в день Весеннего равноденствия. Поэтому именно с 21 марта по 28 марта наши предки праздновали наступление так называемой Сырной недели (более известное название Масленница). В это время в пищу в основном употребляли молочные продукты, сыры, творог, масло и пекли блины. На сырной неделе поминали также умерших родственников. После принятия христианства дату этого древнего праздника привязали к посту перед христианской Пасхой и она стала плавающей (стала зависеть от Луны). В "Веде Словена" ( С.Веркович 1874 года издания) в песнях болгар-помаков рассказывается о том как наши деды праздновали Сырную неделю. В этот день семь девушек отправлялись на гору, где паслось стадо всего села и пели следующую песню:
Песня 1.
Вот наступил праздничный Сырный день, и вместе с этим днём идёт Сыр - Бог, а с Богом Гора Юда (Юная Дева- Богиня) покровительница чабанов. Спустилась она на гору, туда, где Нюня удалец, пасёт своё стадо и в десной (правой) руке у неё золотой кувикл (свирель), а в шуйце (левой) золотой посох, и молодцу слово она говорит:«Слушай, Нюня чабан, три года ты стадо пасёшь, а оно ведь уменьшается!» И Нюня заплакал и Богу мольбою молится. Но Бог мольбы не слушает, рассердился он и разгневался, и такое слово проговорил: «Ой, Гора Юда, три года уже Нюня пасёт стадо, и в мой праздничный день Девы Самовилы у чабана Нюни просили свежего молока для жертвы в честь меня, а он того не дал! И Юды жертву не воздавали, и свежее молоко не пьют и на костер жертвенный молоко не льют, а потому нет больше Сырнаго - дня. Свежее молоко не сырили, и не брали на гору зеленую».
И тогда Юды Карону молодца нашли, что пасёт стадо в триста овец и Юды ему говорят: «Ой, ли удал молодец- чабан, знаешь ли ты, или не знаешь? По утру будет праздничный день, Сырный –день. Для Бога мы жертву воздаем, и тебя мольбою мы молим, чтоб дал нам ягня и свежего молока. А мы Сырного Бога попросим чтоб расплодил он твое стадо.» Младой чабан ответ держит: «Ой, Юды самовилы, я пригоню Вам ягня, а потом пусть за одного мне Бог девять даст.» Юды на это соглашались и чабан просил милости, чтоб на стадо воды прыснули и чтоб оно стало в три тысячи!
А Нюня жертву Богам не воздал, а ещё и Юде Горе угрожал: «Беги, Юда, убегай, вытащу я лютую стрелу, и стрельну прям тебе в сердце, уже и так стадо уменьшилось, а ты ещё требу требуешь.» Рассердилась Гора Юда, разгневалась и бросила золотой посох, и его стадо рассыпалось. И чабан Нюня заплакал и ей в ответ говорит :« Собери Юда, стадо, и я дам тебе ягня и надою свежего молока.» А Юда в ответ и говорит: «Дашь ты мне, или не дашь, но стадо уже рассыпалось, и счастье будет чабану Кароне.» И взяла Гора Юда Карону с собой в горы и прокричала: «Ой, тятя, Сыр Боже, встречай чабана Карону, что дал ягня и несёт свежее молоко, а чабана Нюню накажи, пас он своё стадо, малым числом триста тысяч, и мне не дал ни ягня ни молока! Рассердилась, я и бросила золотой посох и стадо его рассеялась. Потом сходила я на поле, где стадо пасёт чабан Карона и он дал мне на требу молока. А теперь мольбою я тятя молю, плоди его стадо.»
Сыр Бог в ответ и говорит: «Ой, ты, дева, Гора Юда, что тут рядить, да говорить! Как ты сказала так и будет». И вот прошел Сыров день и чабан Карона на поле, пасёт сильное стадо, три недели стадо пасёт, и стадо его расплодилось, сколько деревьев на горе, столько у него и ягнят. Сошел он на дол в город, да нанял триста чабанов, чтобы пасли свое стадо. Слывёт, Карона, славится, царём стал он на земле. Ой, Сыр Боже, родной наш Боже!
(от другого певца)
В селе Кочн, сто лет тому назад, на масленицу семь девушек ходили на гору, к некой пещере, и воздавали в жертву для Бога одного ягня, после того одна из них тайком уходила в пещеру и оставляла чашу, наполненную водой, а когда выходила из пещеры, пела следующую песню:
Песня 1.
Как крикнет Дева Юда самовива :«Пойдите, девы, подружки, спуститесь вы на дол, в пещеру. Днесь сходил сюда Сыр Бог, а с ним Гора Юда с кувиклом в руке. Встречает Бог удальцов чабанов, и их пытает: «Послушайте, три удальца, знаете ли вы, или не знаете? Днесь у меня ведь праздничный день Сырный -день, а вы жертву не воздаете, стадо ваше теперь уменьшится.» Три молодца ответ держат: «Тебе жертву, Боже, воздаем, и наши сёстры на горе, в пещере, тебе жертву воздают.» Засмеялся им в ответ Сыр Бог и с Горой Юдой, вошел во пещеру, и заиграла Гора Юда поёт,и точит студёную воду с кладенца (родник), чтоб Богу службу служить, и ему мольбою молится, чтоб как выпьет он студёной воды, то в чаше пусть оставит немного. Бог мольбу их услыхал, и оставил студёной воды, а сам на небеса упорхнул. «Войдите вы в пещеру, и скорее чашу найдите!» Услышали девченочки, и вошли они в пещеру, ищут золоту чашу, да не нашли и тогда вошла Юда самавила и села у бел кладенца под деревом, а там золотая чаша, и она им чашу подаёт, а в ней студёная вода, которую оставил Сыр Бог.
После этого, семь девушек входили в пещеру, и, когда одна из них находила чашу, то уходили они к какому- нибуть сельскому стаду, напевая следующую песню:
Песня 2.
Три брата чабана! Где же вы, где. Заприте стадо, чтоб не паслось оно по горе. Сыр Бог подарочек послал, в дар золотую чашу, а в ней студёная вода . С нами идёт Гора Юда, и несёт золотую чашу. Водой вспрыснёт она стадо, и оно расплодится. Как услыхали три брата, чабана, да заперли стадо, чтоб не паслось оно по горе и мольбою молятся: «Гора Юда самавила, сыграй, Юда в кувиклу, и собери стадо, да подои свежего молока, чтобы наполнить ведерце. Золотую руку в ведёрочки, опусти, чтоб створожить свежий творог, и угости ты подружек. Те подружки наши сёстры и вспрысни студёной водой на стадо, чтоб оно расплодилось, а тебя, Юда мы славим., да прославим!
Когда приходили к стаду, одна из них, которая несла чашу и кувиклу, входила в стадо, и опрыскивала его водой из чаши и доила овец; другие же пели следующую песню:
Песня 3.
Заиграй, Гора Юда самовила на кувикле, чтоб гора вся ожила. Игру твою услышали птицы и собрались на горе, и больше уже они не порхают, а слушают как она играет и поёт. И собралось стадо, и не пасется больше по горе, и тогда Гора Юда, оставила кувиклу, вынула золоту чашу, и водой прыснула на стадо и говорила: «Три брата --главные чабаны, стадо ваше три тысячи, а через год будет триста тысяч!» Речь , ещё она не промолвила, как поставила ведёрочки, и доила стадо. Свежее молоко в вёдра льется , и ссырила она творог. Да кликнула же подружек, чтоб угощением угостить. Три дня Юда была на горе и ушла. И вот три брата стадо всё пасут, и ещё года не минуло, как их стадо расплодилось, и стало триста тысяч! И они всё жертву воздают, когда наступит праздничный день, да Сырный –день, и соберутся девочки, родные сёстры, принесут белые калачи, а на калачах свежий творог, и ставят они это на трапезу и угощаются