В Москве 18 марта простились с народным артистом России Александром Ширвиндтом. Президент Театра сатиры не дожил до своего 90-летия четыре месяца — он ушел из жизни 15 марта. Спустя три дня к самому веселому театру страны отправились сотни людей — как обычных поклонников творчества, так и деятелей искусства, коллег и друзей. Соболезнования семье Ширвиндта выразил глава государства Владимир Путин. «Известия» тоже отдали дань памяти одному из самых любимых актеров страны.
Прощание было назначено на 11:00, но по просьбе семьи церемонию перенесли на 13:00. Мало кто из поклонников знал об этом: люди с 9 утра за забором или стояли под колоннами Зала Чайковского, что соседствует стенка в стенку с Театром сатиры, — ждали, когда их пропустят попрощаться с любимым артистом. Меры безопасности были повышены. Поклонников отделяли от театра заборами, и очередь разделяли еще на части, дабы не создавать давку. К назначенному часу хвост завернулся на Тверскую улицу. А людей всё прибавлялось.
— Мое детство прошло в этом театре, — поделилась с «Известиями» поклонница Ширвиндта Вероника Андреевна. — Я видела столько спектаклей с Александром Ширвиндтом, что даже и не сосчитать: у меня дома целая коробка с контрамарками, билетами и программками.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зоя ИгумноваРядом пожилая дама не могла сдержать слез.
— Спать не могла, раздавлена новостью о смерти Шуры, — говорила она. — Поэтому с утра пораньше приехала к театру. Вот стою уже четвертый час, а всё не пускают.
Гора цветов под портретом Александра Ширвиндта росла на глазах. Со служебного входа подъезжали родные, близкие и коллеги. Около полудня в театр привезли гроб с телом. Родные просили ограничить проход в театр прессы. Хотели прощаться только в кругу близких.
В фойе тем временем служба «Ритуал» усыпала гардеробную стойку розами. Белые и красные букеты чередовались. Ходить по театру было запрещено: проход только в зал на сцену и тут же на выход. Остаться в зале на панихиду у поклонников не было возможности.
В зрительном зале — только труппа и близкие. Когда в зал запустили зрителей, на сцене стоял гроб, весь усыпанный цветами. По центру в глубине стоял венок от президента России, вокруг — венки от театров, Государственного Кремлевского дворца, Союза театральных деятелей, Министерства культуры, Союза кинематографистов. Даже оркестру театра, который играл траурную музыку, место нашлось только за венками. На экране — фотохроника и кадры из спектаклей с участием Александра Ширвиндта.
Охрана Филиппа Киркорова внесла в театр огромный венок из белых роз. Венок не влезал на сцену, как и знаки признания от ветеранов футбольного клуба «Торпедо» (Москва), Театра Олега Табакова, Театра Ермоловой. Их расставили в фойе.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зоя ИгумноваПроститься с народным артистом приехали Ольга Любимова, Владимир Винокур, Амаяк Акопян, Мария Голубкина, Владимир Кожин, Юрий Норштейн, Михаил Левитин, Евгений Каменькович, Сергей Фролов, Марк Варшавер и другие.
— Он великий человек, уникальный артист, и просто таких больше не будет, — сказала народная артистка РФ Людмила Дмитриева, еле сдерживая слезы.
Леонид Каневский, Юрий Рост, Владимир Урин, Мария Кнушевицкая, Стас Намин, Михаил Лавровский, Александр Олешко, Юлия Меньшова, Антон Яковлев и Александра Захарова тоже пришли проститься.
— Меня пригласил в Театр сатиры Сергей Газаров. Думаю, Александр Анатольевич доверял ему, — рассказал «Известиям» заслуженный артист России Александр Мохов. — Александр Ширвиндт знал, что я ученик Олега Павловича. Мы Табакова называли папой, и для учеников Александра Ширвиндта, для его артистов он, безусловно, тоже был папой. Я счастлив, что успел посмотреть его последний спектакль «Где мы?∞!...», в котором он так лихо играл с Сашей Олешко и Федором Добронравовым. Он выходил на сцену, и 1,2 тыс. человек лежали от смеха. Хотя он уже болел, но играл он замечательно.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей ЭрштремКак говорит Мохов, есть артисты, фактурой не похожие вообще ни на кого. Такими были Папанов, Леонов, Табаков и Ширвиндт. Это бриллианты российского театра. Коллеги рассказывают, что когда стали отменять спектакль «Где мы?∞!...», в котором играл мэтр, то все верили, что уж он справится с болезнью и обязательно выйдет на сцену. Артист такого уровня не позволяет себе болеть, раскисать. Потому что по нему ориентируется весь огромный коллектив.
А народный артист Юрий Назаров хоть и сам не молод, но не смог не прийти проститься с другом.
— Мне не довелось с ним сниматься, но мы с Шурой учились вместе в Щукинском училище, он мой однокурсник, — поделился с «Известиями» Юрий Назаров.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем— А я двоюродная сестра его жены Наташи, — добавила супруга актера Татьяна.
— Как-то на одной передач, куда нас вместе с ним позвали, Александр Анатольевич сказал: «Мы с Юрой родственники. А если такое возможно, то эта страна непобедима». Он комик, при этом не дурак. И совесть у него есть. Он всю жизнь занимался любимым делом. Его душа пела в Театре сатиры рядом с Мишей Державиным, Андрюшей Мироновым. Шура был очень порядочным человеком. Будучи таким популярным, можно было и зазвездиться. А он… Когда у Тани умерла сестра, двоюродная сестра его жены, он пришел на похороны. Попросту, по-родственному. И мы сегодня пришли поклониться ему, хотя это стоит серьезных усилий: нам по 87 лет с Таней.
Люди шли и шли — с охапками роз и скромными букетами гвоздик, машинами доставляли венки. Большинство не сдерживало слез. Коллеги до сих пор находятся в шоке.
— Мы с Александром Анатольевичем сыграли более десятка разных спектаклей. Это мой худрук и многолетний партнер, и я горжусь, что он был в моей жизни, это подарок судьбы, — поделилась с «Известиями» народная артистка России Светлана Рябова.
Панихиду задержали на полчаса. Всё в этот день было не по плану. Первым слово взял народный артист России Юрий Васильев.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем— Сегодня мы прощаемся с нашим любимым Александром Анатольевичем Ширвиндтом, президентом нашего театра, народным артистом России, — начал Васильев. — Всё вроде правильно, но думаю, что это бы не понравилось ему. Потому что в нем, в его спектаклях, ролях всегда была надежда, а здесь какая-то безнадега. Мы отпускаем его сегодня в полет, к его планете Ширвиндт. Она всего десятикилометровая, рядом с Раневской. Там ему, наверное, будет очень хорошо. Надеюсь, что там есть озеро, где он может рыбачить.
Как признался Юрий Васильев, на похороны он пришел в смокинге, который ему подарил Александр Анатольевич. Правда, планировал он парадный выход на 90-летие шефа, но не случилось.
Народная артистка России Вера Алентова вспомнила, как играла с Ширвиндтом в спектакле «Чествование» в Театре Антона Чехова. Она исполняла роль его жены, с которой герой Александра Анатольевича давно развелся.
— Мы объездили с этим спектаклем много городов, — вспоминает актриса. — И с тех пор существовала у Александра Анатольевича под ником Вторая жена. Я очень благодарна, что в моей жизни он присутствовал. Когда мы на этой сцене прощались с Михаилом Державиным, Александр Анатольевич сказал замечательные слова, а потом добавил: «До встречи, Миша...» Вот и я закончу так же. До встречи, Александр Анатольевич!»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей ЭрштремРядом с гробом не хватало места для близких и друзей. Пришла проститься с любимым Шурой и вдова Михаила Державина Роксана Бабаян. Плечом друг к другу стояли Михаил Швыдкой, Игорь Угольников, Александр Стриженов, Авангард Леонтьев, Игорь Золотовицкий, Сергей Бурунов, Александр Олешко, Игорь Крутой, Аркадий Инин, Татьяна Догилева.
— Станиславский когда-то сказал: «Наша задача — сделать трудное привычным, привычное легким, а легкое прекрасным». Так вот Александр Анатольевич — олицетворение прекрасного и легкого, — сказал народный артист России, председатель СТД РФ Владимир Машков. — Когда у нас открылся театральный колледж Олега Табакова, он мне говорил: «Вовка, помни, наша задача — всеми силами закреплять великое вчерашнее в сознание нынешних». Мы будем любить его и хранить его наказы.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей ЭрштремА народный артист России, руководитель Театра эстрады Геннадий Хазанов вспомнил, что Ширвиндт любил краткость и не любил пафос. «Он очень любил 1 апреля, — рассказал Хазанов. — Считал День смеха большим праздником. И однажды решил устроить лотерею со зрителями. Выигрывает тот, чей номер ряда и места вытащат из лототрона. И вот достают место счастливца, он выбегает на сцену. Ему выносят большой сверток. И когда он открыл и увидел там свое пальто из гардероба, я думал, это будет последний праздник, который проводит Ширвиндт».
Только над этим воспоминанием зал засмеялся. Артисты говорили всё больше о невероятной интеллигентности, юморе, иронии, самоиронии, щедрости и мудрости Ширвиндта.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей ЭрштремСреди сотен телеграмм, поступивших в театр, была одна и от президента России Владимира Путина. В ней говорилось: «Искренне разделяю горе, постигшее вашу семью. Ушел из жизни Александр Анатольевич Ширвиндт, выдающийся актер и режиссер, яркий, необыкновенно талантливый, мудрый и обаятельный человек, которого мы все искренне любили. Поистине легенда театра и кино. Александр Анатольевич посвятил себя служению искусству, трудился с полной отдачей. Был открыт и необыкновенно доброжелателен к коллегам, ученикам, многочисленным почитателям своего уникального дарования. Таким он навсегда останется в нашей памяти. Владимир Путин».
Заслуженный артист России Максим Аверин вспомнил, как он брал интервью у Ширвиндта на сцене Театра сатиры. И на вопрос: «Что бы вам еще хотелось?» — Александр Анатольевич сказал: «Максик, вот так — заводь, фляжечка и сырок «Дружба». Видимо, сейчас он на своей планете, на берегу озера сидит с удочкой и, выпивая рюмочку, закусывает сырком.