Артист рассказал «Юго-Восточному курьеру» о работе в сериале «ГДР»
Виталий Коваленко в Москве редкий гость — живёт он в Санкт-Петербурге, где регулярно выходит на театральные подмостки, а в остальное время активно снимается в фильмах и сериалах.
За два десятка лет в его фильмографии уже более 130 ролей. И в данный момент фильмы с его участием идут одновременно в эфире сразу двух федеральных телеканалов: на НТВ — «ГДР», а на Первом канале — «Союз спасения. Время гнева», где он играет сына императора Павла — Великого князя Константина Павловича. Нам удалось поговорить с актёром и об этих, и о других ролях, и ещё о многом другом, в том числе и о личном.
Сыграть Горбачёва
— Виталий, вы сразу согласились сыграть роль Михаила Горбачёва в сериале «ГДР»? Это ведь большая ответственность!
— Первое, что пришло на ум, — не браться за эту роль. Потому что это персонаж, который у всех в памяти. Но для меня важен был конечно же внутренний объём роли: то, что происходит с персонажем. Длинная сюжетная линия, которая достаточно хорошо и подробно выписана. Чтобы можно было прикоснуться к объёму исторической личности…
— Можно сказать, что эта роль для вас была своего рода вызовом?
— Естественно, это вызов. Это такого масштаба личность, которая для каждого из нас, особенно для старшего поколения, очень знаковая, это личность, которая повлияла на нашу жизнь.
— Как готовились к этой роли?
— Смотрел документальные хроники, читал книгу его воспоминаний, восстанавливал для себя какую-то хронологию событий, которая там происходила. Пытался понять, что, почему и зачем происходило — с учётом дат принятия тех или иных решений. Чтобы представлять, как менялся этот человек в период с 1986 по 1991 год и как менялось восприятие его в обществе. Например, в 1986 году очарование им было великое. А в 1989 году он уже совершенно другой человек. Где-то он понимал, что обманывается, где-то считал, что идёт правильной дорогой… Естественно, я пробовал примерять на себя его психофизику. Представлял себе, как бы он, например, говорил с теми людьми, с которыми никогда не встречался…
— Сложно было входить в образ?
— Очень сложно. Лишь где-то в середине сериала я перестал себя контролировать: думать о том, как я говорю, как я хожу и так далее… Я стал ходить, как персонаж, стал думать, как персонаж…
— А что насчёт грима?
— Мы отказались от пластического грима, потому что поняли в процессе съёмок, что не добьёмся нужного результата. И какие-то сцены даже пришлось переснимать… Мы не очень добились, как я думаю, портретного сходства, но такой задачи и не было. Надо было показать цельный художественный образ в привязке к историческому персонажу.
«Союз спасения»
— В вашей фильмографии немало выдающихся исторических личностей: Ленин, Берия, Столыпин, Наполеон… Их играть было легче или сложнее?
— Эти исторические личности уже очень далеки от нашей современности. Что позволяло делать их ярче, немного шаржированно, добавить больше художественности. Кроме костюма и исторического грима, здесь самый большой допуск, что ты можешь себе позволить, — элементы игры внутри образа.
— На Первом канале — ещё одна премьера с вашим участием: сериал «Союз спасения. Время гнева», где вы сыграли великого князя Константина Павловича. Чем запомнился этот проект?
— Во-первых, это грандиозный замысел и объём, громадная энергия создателей, их трепетное отношение к подробностям исторических событий того времени. Во-вторых, это яркая костюмная история: мы надеваем мундиры с эполетами, говорим в соответствии с языком того времени. И безусловно, это грандиозный масштаб съёмок, отборный актёрский состав, классная режиссёрская и продюсерская работа. И, наверное, не самое последнее — это просветительская деятельность. Всем нам полезно прикоснуться к нашей истории.
Сложный путь в профессию
— Это была мечта всей вашей жизни — стать актёром?
— Правильнее сказать, что это была моя цель, и я последовательно к ней шёл. Это мой долгий профессиональный путь. Сначала — внешнее восприятие этой профессии и что я как-то могу к ней прикоснуться, потом её постижение, потом — многолетние тяжбы с ней, потом — определение непростого творческого пути… Сейчас мне кажется, что я иду очень хорошим, долгим, счастливым и очень неравномерным путём. Это как подарок от судьбы!..
— Что самое главное в актёрской профессии?
— Профессия складывается из 5 процентов таланта, 70 процентов трудолюбия, а остальное — везение. Хотя эти процентные соотношения у всех нас разные…
— Вы много снимаетесь. Хочу спросить вас о проектах с вашим участием, которые в ближайшее время выйдут, о тех, о которых уже можно говорить…
— Назову, пожалуй, три из них, о которых могу рассказать. Сериал «Аутсорс» — это социальная драма, трагедия в тематике 90-х годов прошлого столетия. Есть ещё проект «Плевако», там я тоже играю реальную историческую личность — Савву Мамонтова. И фантастический сериал «Этерна»…
Без прицела на пенсию
— При такой большой занятости остаётся время для себя и семьи?
— Конечно. Нужно уметь распределять себя между публичным пространством и семейным.
— Как любите отдыхать?
— Я в принципе люблю отдыхать! (Смеётся.) Можно на горных лыжах покататься — такое случается иногда. Можно и поделку сделать с младшим ребёнком. Можно на мотоцикле покататься, можно в баньке попариться. Можно приготовить прекрасный ужин и просто посидеть с семьёй. Можно с друзьями встретиться. А можно тихо закрыться в комнате и побыть с самим собой или почитать книгу…
— Каким себя представляете через 20 лет? Чем будете заниматься? Мечтаете ли о домике у моря?
— Я хочу работать. А когда ты будешь работать, то у тебя будет и домик у моря, и внуки рядом. Всё в руках Всевышнего, конечно. Но что я подразумеваю под работой через 20 лет? Это значит — я в здравии и востребован. Без мыслей об уходе на пенсию! И чтобы мои родные и близкие были здоровы.
Фото Анны Цветковой, Анны Митрохиной, Первого канала, телеканала «Россия» и PRНТВ (ИА «Столица»)