Две сессии — это ежегодное пленарное заседание двух палат китайского законодательного органа — Народной политической консультативной конференции Китая и Всекитайского собрания народных представителей. В этом году 4 и 5 марта в Пекине делегаты, назначенные властями, собрались на восьмидневное заседание.
Яо Чэн, бывший подполковник китайских ВМС, ныне проживающий в США, заявил в программе Pinnacle View, что в отчёте о работе правительства указаны самые высокие военные расходы в истории Китая, однако цифра, озвученная на ВСНП, отражает только оперативные расходы вооружённых сил.
В действительности же военные расходы Китая гораздо выше и включают две дополнительные статьи.
«Одной из дополнительных статей расходов, не учтённых в бюджете, является оказание военной помощи другим странам, например, поддержка вооружениями Ирана, Северной Кореи и России», — говорит Яо.
К другим расходам относятся военизированная полиция Китая, Народная вооружённая полиция, насчитывающая более 1 млн человек, более 5 тыс. провинциальных военных округов и военных подрайонов, а также 8 млн резервистов — все они являются частью вооружённых сил Китая.
«Теоретически эти расходы должны быть включены в военный бюджет, но вооружённая полиция и местные вооружённые и резервные силы считаются местными расходами и не включаются в национальный военный бюджет».
Далее он пояснил, что, по предварительным оценкам, эти три вида расходов, вместе взятые, должны составить 5 трлн юаней, что эквивалентно почти $700 млрд.
Однако рабочая сила в Китае и материалы дешевле. Строительство военного корабля в Китае обходится всего в 50-60% от стоимости корабля в США. Таким образом, с поправкой на паритет покупательной способности можно понять, что фактический военный бюджет Китая выше, чем у Соединённых Штатов.
Ли Цзюнь, китайский независимый телепродюсер, живущий в США, сказал в эфире программы Pinnacle View, что исторически военные расходы Китая имеют тенденцию увеличиваться, когда ухудшается состояние экономики и растёт социальная нестабильность. В 1950-х годах военные расходы Китая составляли от 50 до 60% ВВП страны. Этот показатель оставался высоким и во время «Культурной революции». Военные расходы Китая были значительно снижены в 1978 году, когда начали проводить политику «реформ и открытости», направленную на развитие экономики.
«В период экономической нестабильности и роста социального недовольства Си Цзиньпину необходимо стабилизировать моральный дух военнослужащих, — говорит Ли. — Если он сократит военные расходы сейчас, военные могут подумать, что в будущем денег не хватит, а это может нанести ущерб Си Цзиньпину».
Ли отметил, что постоянное увеличение военных расходов Китая обусловлено и внешними факторами. Китай стремится поддерживать сильную военную позицию в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе. Значительная часть военных расходов направляется на модернизацию вооружений, причём большее внимание уделяется ВВС и ВМС. Это также заставило соседние с Китаем страны Японию и Тайвань значительно увеличить военные расходы.
Яо заявил в эфире программы, что отсутствие упоминания о мирном объединении с Тайванем в правительственном докладе объясняется тем, что компартия достигла консенсуса относительно того, что мирное объединение маловероятно. Поэтому единственным средством воссоединения является военное вторжение. Это привело к увеличению военного бюджета.
Что касается Южно-Китайского моря, Яо сказал по поводу конфликта Китая с Филиппинами, что Китай скоро подпишет Кодекс поведения в Южно-Китайском море (COC) с окружающими странами. В Южно-Китайском море существуют территориальные споры между практически всеми окружающими странами и Китаем. Если Китай вступит в конфликт с Филиппинами, он потеряет доверие.
Поэтому Китай надеется сохранить статус-кво в Южно-Китайском море путём создания COC. В целом Пекин не будет проявлять явной агрессии в этот период и направит китайскую береговую охрану и рыболовецкие суда для противостояния Филиппинам, что позволит сохранить нынешнее давление на соседние страны в регионе.
Го Цзюнь, главный редактор гонконгского издания The Epoch Times, в эфире программы Pinnacle View заявила, что территориальный спор в Южно-Китайском море пока не будет обостряться, поскольку стратегия Китая заключается в постепенном оказании давления, особенно на Филиппины. Филиппины имеют договор о взаимной обороне с Соединёнными Штатами, и если ситуация обострится, это может привести к вмешательству США.
Го отметила, что недавние вторжения китайской береговой охраны на филиппинскую Вторую отмель Томаса и тайваньские острова Цзиньмэнь не являются просто действиями морской полиции, поскольку с 2018 года береговая охрана Китая находится в подчинении Центральной военной комиссии КНР. Это означает, что данные инциденты противостояния были организованы непосредственно китайскими военными и являются частью комплексной стратегии Китая в Южно-Китайском море и на Тайване, направленной на усиление давления на эти страны.
Ши Шань, ведущий журналист и автор китайского издания The Epoch Times, заявил в эфире передачи, что Соединённые Штаты думают не о том, как справиться с кораблями береговой охраны Китая, а о том, как противостоять всему китайскому флоту.
Поэтому США постоянно проводят военные учения в водах вокруг Филиппин с участием таких союзников, как Австралия, Великобритания, Япония, Индия, и даже военных кораблей Франции и Германии.
«Поэтому в будущем этот район может стать крупнейшей в мире пороховой бочкой, поскольку экономический рост также сосредоточен в Юго-Восточной Азии, — говорит Ши. — Кто бы ни контролировал Южно-Китайское море, это равносильно контролю над Средиземноморьем во времена Римской империи. Поэтому сейчас эта область имеет решающее значение».