О личной жизни Николая Гоголя известно мало, да и назвать ее насыщенной нельзя. Писатель вряд ли мечтал о семье. Василий Жуковский говорил: «Его призванием было монашество». Но одна женщина все же покорила Гоголя. Он посвящал ей нежные письма и даже намекал на женитьбу. Выясним, кто заинтересовал таинственного писателя, и что разрушило их отношения.
Фёдор Моллер. «Портрет Николая Васильевича Гоголя», начало 1840-х
Пролог к роману
С 1837 года Николай Гоголь жил в Риме. Писатель любил город и называл его второй родиной. В 1839 году на римской вилле писательницы и поэтессы Зинаиды Волконской, где на литературных вечерах бывал Гоголь, жил молодой Иосиф Виельгорский — адъютант цесаревича Александра Николаевича. Иосиф умирал от чахотки, и Гоголь оказался последним, кто видел Виельгорского живым. Последние дни юноши автор описал в неоконченной повести «Ночь на вилле».
Иосиф Виельгорский
Уже осенью 1839 года Гоголь решил вернуться в Санкт-Петербург. Он лично передал матери Виельгорского — Луизе Карловне — печальную новость. С тех пор между писателем и аристократическим семейством Виельгорских завязалась дружба. Семье, близкой к императорскому двору, было лестно приятельствовать с великим писателем. Луиза Карловна писала Гоголю из Парижа: «И вам, любезный друг, и Жуковскому, Пушкину, Языкову, и некоторым другим предстоит бессмертие и на земле, а нам, несчастным, совершенное забвение».
Тогда Виельгорские не знали, что между Гоголем и их младшей дочкой Анной завяжется роман.
Нозинька и великий писатель
Неизвестный художник. «Портрет Анны Михайловны Виельгорской», 1850-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Далее читайте в Источнике...