В этом году Россию планируют посетить минимум три k-pop группы. Спрос среди поклонников жанра есть даже на молодые коллективы из Южной Кореи, которые не идут в сравнение по популярности с BTS. Только в социальной сети ВКонтакте к началу прошлого года аудитория k-pop составляла 10 млн человек. Но что еще важнее — Корея сама активно содействует этому процессу. О том, кто и как продвигает корейскую культуру в России — в материале «Известий».
Популярность корейского контента подстегнула российские компании обратить больше внимания не только на дорамы, количество которых заметно увеличилось в онлайн-кинотеатрах, но и на k-pop группы (корейский поп). Минимум три бэнда из Южной Кореи планируют приехать в Россию в 2024 году. Если быть точнее, в Культурном центре Посольства Республики в Москве «Известиям», с дипломатичной оговоркой «возможно», сказали о четырех-пяти коллективах. В компании Aigoo Russia, которая занимается организацией тематических корейских мероприятий, сообщили, что на этот год у них «забронировано» три артиста.
— Запросы от наших партнёров идут в огромном количестве, как никогда раньше. Все хотят делать мероприятия с корейскими группами и даже туры. В этом году будут разные концерты и фестивали. Артистов привезем и мы, и другие компании — как молодых, набирающих популярность «айдолов», так и известные группы, — сказала «Известиям» руководитель пиар-агентства JG Agency Жанна Гарбер.
Переговоры о совместных проектах с несколькими корейскими группами ведет и ВКонтакте. В прошлом году у компании уже был опыт сотрудничества с коллективами XEED и W24 (с последними «Известия» тогда выпустили интервью). Артисты выступали в ноябре на «Фандом Фесте» в Москве.
— Последние годы мы видим, как во ВКонтакте растет популярность контента, связанного с корейской культурой. К началу прошлого года аудитория k-pop в соцсети составляла 10 млн человек, — сообщили «Известиям» в пресс-службе соцсети.
Поклонники жанра — не только подростки, но и взрослая платежеспособная аудитория, которая вовлекается, в том числе, благодаря популярности дорам.
— Буквально за январь-февраль в Москве открыли два крупных k-pop магазина, которые предоставляют оригинальную, привезенную из Южной Кореи продукцию (k-pop мерч, альбомы, лайтстики и т.д.). Организаторы вечеринок, баров/клубов три-четыре раза в месяц начали проводить k-pop вечеринки, где можно отдохнуть и потанцевать под треки любимых «айдолов». Кинопрокатчики начали выпускать в широкий прокат документальные фильмы о k-pop группах, буквально полтора года назад такое невозможно было представить. Появляется все больше кафе и баров на тему Южной Кореи и k-pop. У фандома явно стало больше воздуха и места, где развернуться. Но все мы ждем момента, когда в России начнут устраивать крупные концерты известных k-pop исполнителей, — рассказала «Известиям» автор телеграм-канала про дорамы и корейскую поп-культуру Eat, sleep & kdrama Яна Сорокина.
Особенно фанаты ждут главных k-pop кумиров — BLACKPINK, Stray Kids, BTS. Последние, кстати, в Россию приезжали в 2014-м — спустя всего год после своего дебюта. Выступали на фестивале «Мост в Корею» и судили cover-dance конкурс.
— Когда они приехали, у нас в оба дня — суббота и воскресенье — было минимум 25 тыс. человек. Тогда, может быть, именно на массовом рынке о них никто не знал, но в k-pop сообществе они были популярны, — уверяет Тася Зубарева из Aigoo Russia.
Сейчас же на их визит надеяться не стоит, говорят эксперты, и не только потому, что участники бойз-бэнда не могут сделать этого физически, так как служат в армии.
— В связи с всеми событиями, я думаю, пока сложно привезти крупную группу, так как для южнокорейских агентств и самих исполнителей отчасти это репутационные риски, а «культура отмены» в Южной Корее одна из самых масштабных и жестоких, чем где бы то ни было. Но крупные фестивали, например «Фандом Фест», уже смотрят в эту сторону, и, думаю, в будущем нас ждут масштабные концерты, — сказала Яна Сорокина.
Сейчас привозят не самых растиражированных исполнителей, но даже на их выступления приходит много зрителей.
— Пока на рынке есть дефицит с концертами крупных групп — это хороший момент для менее популярных коллективов, чтобы захватить рынок, — считает Жанна Гарбер.
Ее слова подтверждает представитель корейского агентства креативного контента (КОCCА) Ким Си-Ву.
— Россия сейчас земля возможностей для небольших корейских групп, — убежден он.
Сами корейцы готовы помогать с привозом артистов. Агентство «КОCCА» как раз создано правительством Республики Корея с целью продвижения индустрии контента в стране и за ее пределами.
— Мы делаем не основную, а поддерживающую работу. Например, приходит предложение из российской компании в Корею, но там ничего не знают об этой организации. Я изучаю эту компанию, пишу отчет и отправляю. Бывает так, что компания выбирает музыкальную группу, пишет напрямую, но не получает ответа, — объяснил «Известиям» Ким Си-Ву. — В такой момент обращаются к «КОССА», и мы просим ответить, потому что у нас есть контакт. Если корейская группа называет невероятную цену, российская компания может обратиться в «КОССА» и спросить: «А они реально столько стоят?» Мы скажем, да или нет. Часто у нас сами корейцы спрашивают в принципе о ситуации. Так как мы находимся здесь, мы можем ответить им, безопасно ли тут, потому что это не так очевидно. Как дела с визами, что тут вкусно, куда нужно сходить – такие вещи спрашивают тоже.
— Летом прошлого года в рамках «Российской Креативной недели» в Москве выступал известный корейский певец Jvde. Не только через нас можно сотрудничать. Мы просто информацию дали. Администрация Москвы самостоятельно пригласила его сюда, — привел пример «Известиям» директор Культурного центра Посольства Республики Корея Пак Чжун Гон.
Удовольствие пригласить корейскую группу, впрочем, не из дешевых. По словам Ким Си-Ву, гонорары выросли после ковида. На цену влияет много факторов, в том числе, и состав команды.
— Если в группе семь человек, то с ними приезжает команда 50 человек: волосы, макияж, секьюрити, камеры. Это все должно быть внутри цены. И это очень дорого, — сказал он «Известиям». — Очень много факторов, от которых цена зависит. Например, есть группа, которую мы хотим пригласить. Организаторы в России не могут предоставить сумму, которая нужна, но зато предлагают обширный маркетинг по всей стране.
Разбег цен Ким Си-Ву не уточнил. По словам Таси Зубаревой из Aigoo Russia, просить могут от $20 тыс. до $2 млн в зависимости от популярности группы.
— Если это начинающий коллектив, не очень популярный — то это будет $20-40 тыс. Если кто-то среднего звена – $200-400 тыс. Если кто-то значимый — от полумиллиона и выше. Это недешево, но нужно понимать, что уровень жизни в Корее отличается от уровня жизни в России. Там средняя зарплата $3 тыс., — сказала она «Известиям».
Готовиться, по ее словам, нужно к тому, что переговорный процесс может быть небыстрым, мельчайшие условия визита должны быть продуманы еще на этапе предложения. Кроме того, у k-pop коллективов мощный технический райдер, и порой не все можно найти даже в Москве.
Было бы проще, если бы такой коллектив появился в России, и это не исключено, считают на рынке. По словам Ким Си-Ву, если раньше k-pop коллективы на 100% состояли из корейцев, то позже они пришли к 50%, стали появляться многонациональные команды, а сейчас создаются k-pop группы, в составе которых только иностранцы. Такая есть, например, в Японии. Появление российского k-pop-бэнда могло бы стать гарантией, считает Си-Ву, что эта культура будет жить в нашей стране многие годы.