Поскольку экономика Китая сталкивается с многочисленными проблемами, инвесторы внимательно следят за собранием в этом году, чтобы предвидеть будущее развитие событий.
Хотя некоторые политические цели и детали начинают всплывать на поверхность, остаётся много неопределённостей относительно исполнения и сроков реализации этих планов.
Эксперты говорят, что длительный спад на массовом рынке недвижимости, углубляющаяся дефляция, обвал фондовых рынков и низкий уровень потребительских и деловых настроений — вот некоторые из проблем, которые будут обсуждаться на встречах, известных под общим названием «две сессии».
«Мы стремимся к целевому показателю роста “около 5%”, такому же, как в 2023 году. [Сессии] также определят направление денежно-кредитной и фискальной политики в этом году», — говорится в записке Moody’s, опубликованной 1 марта.
Moody’s Investors Service (MIS) — ведущий глобальный поставщик кредитных рейтингов.
«Рынки заинтересованы в цели роста страны на 2024 год и в том, как можно использовать фискальные и монетарные стимулы для воплощения этой цели в реальность».
Четыре ключевых момента, за которыми следует следить, включают спасательный круг для сектора недвижимости, дополнительные стимулы, нацеленные на производство, прямую помощь домашним хозяйствам и разумные корректировки денежно-кредитной политики.
Согласно Moody’s, доступное жильё, реконструкция городских посёлков и строительство аварийных общественных объектов, как ожидается, станут «тремя крупными проектами», которые получат вливания ликвидности.
«Пока нет признаков того, что многолетняя коррекция сектора недвижимости близка к достижению минимума, ситуация будет ухудшаться, прежде чем станет лучше», — говорится в записке.
Глобальное рейтинговое агентство ожидает заявлений о расширении поддержки и чётких рыночных интервенциях.
Регулирование «трёх красных линий», которое было введено в действие в августе 2020 года для введения ограничений для застройщиков, возможно, не будет полностью отменено, добавляется в записке. Поддержка со стороны может ускорить строительство недостроенных домов за счёт увеличения финансирования сектора недвижимости. Между тем усилия по увеличению спроса могут привести к дальнейшему ослаблению ограничений для начинающих домовладельцев и снижению процента первоначального взноса.
Руководство в Пекине стремится увести экономику от зависимости от сектора недвижимости в сторону промышленного развития. Однако производители сохраняют осторожность, а поскольку на производителей приходится почти 30% ВВП Китая, Moody’s заявило, что они должны быть уверены в себе и готовы увеличить производство.
Ключевые производственные секторы, включая то, что власти называют «новыми тремя» экспортными категориями электромобилей, литий-ионных аккумуляторов и солнечных элементов, могут получить значительную помощь от «двух сессий». На встречах также будут подчёркиваться конкурентные преимущества Китая в таких отраслях, как производство электрооборудования и высокотехнологичных гаджетов.
Однако внутреннее потребление должно заменить инвестиции в качестве основного фактора развития в 2024 году, считают аналитики. Ожидается, что падение цен на недвижимость продлится, по крайней мере, до этого года, и деньги едва просачиваются из инвестиционного крана.
Наиболее эффективным способом для Китая увеличить потребление было бы улучшение спроса, считает Moody’s, чего лучше всего добиться путём оказания прямой помощи, поскольку, несмотря на прошлые меры и стимулы, домохозяйства неохотно тратят.
Хотя прямые выплаты домохозяйствам не являются вариантом, который власти рассматривали в последние годы, Moody’s предполагает, что это стимул, в котором нуждается Китай.
Более 5 тыс. делегатов со всей страны находятся в Пекине на ежегодных собраниях ВСНП и Китайской народной политической консультативной конференции (КПКК), высшего консультативного органа Коммунистической партии Китая (КПК).
КПК во главе с Си Цзиньпином является высшей властью в Китае, и ВСНП и НПКСК подчиняются ей. Парламент с твёрдым штампом никогда не отклонял предложенные партией законодательные акты или кадровые решения.
Тем не менее международное сообщество внимательно следит за ежегодным мероприятием, чтобы оценить планируемый курс действий страны на предстоящий год, поскольку процветание или неудачи Китая имеют значительные последствия для мировой экономики.
Согласно последнему прогнозу Международного валютного фонда, рост экономики Китая в 2024 году составит 4,6%, в первую очередь из-за сохраняющейся слабости сектора недвижимости и низкого внешнего спроса.
Политики будут осторожны при корректировке процентных ставок, потому что юань испытывает трудности с начала 2023 года — растущий разрыв в процентных ставках, отток капитала и вялый рост ВВП — всё это способствует этому, отмечает Moody’s.
Но «произойдёт дальнейшее ослабление денежно-кредитной политики, учитывая риск того, что юань по-прежнему опасно подвержен девальвации», — сказал Роберт Свифт, директор по инвестициям Delft Partners, базирующейся в Сиднее.
«В пересчёте на торговый вес в долларах юань дешевле доллара США, [и] любое ослабление или девальвация юаня спровоцирует вторичный раунд девальвации азиатских валют», — сказал Свифт The Epoch Times.
Согласно отчёту Standard Chartered — Offshore Renminbi Tracker, опубликованному 1 марта, несмотря на падение за год всего на 2,8%, юань обесценился более чем на 7% по отношению к доллару США с февраля по октябрь 2023 года.
«Политика Си Цзиньпина подорвала доверие к притоку капитала, и для восстановления этого потребуется время, если это вообще произойдёт. Могут последовать дальнейшие меры контроля за движением капитала, чтобы помешать местным жителям покинуть страну. Это может принять форму запрета на зарубежный туризм, который было бы легко реализовать», — сказал Свифт.
Однако юань в основном не имеет значения для урегулирования глобальных торговых потоков, в то время как его девальвация «является всего лишь новостью и не имеет серьёзных последствий», добавил он.
Несмотря на то что иена обогнала и стала четвёртой по величине мировой платёжной валютой, доля юаня остаётся относительно небольшой и составляет примерно 3,6% международных платежей по сравнению с долларом США (47%) и евро (23%).
«Если мы хотим получить фундаментальную поддержку валюты, то необходимо ограничить финансовую щедрость, централизованное распределение капитала и теневое банковское кредитование, что будет социально болезненным», — сказал Свифт.
«Офшорный юаньский трекер» прогнозирует, что курс юаня достигнет 7,3 по отношению к доллару из-за уменьшения сезонной поддержки и увеличения выплат дивидендов, прежде чем стабилизироваться на уровне 7,0 к концу года.