Накануне в Казахстане произошло землетрясение магнитудой 6,1 балла с очагом на глубине в 10 километров. Алматы затронула волна силой около 5 баллов. Множество жителей вынуждено оказались на холодных улицах, а дороги оказались забиты машинами, водители которых стремились покинуть город. В Бишкеке стихийное бедствие ощущалось силой 2 балла.
Как грамотно реагировать населению, если природная стихия проявит себя, Vesti.kg рассказал президент Национальной академии наук, глава Института сейсмологии Канатбек Абдрахматов.
«Я работаю в сейсмологии 45 лет, - сказал он. – Много раз давал советы, как себя вести в такие моменты. И все советы правильные, их надо использовать. Но при этом я понял, что при сильном землетрясении, как бы ты внутренне не крепился или старался сохранить спокойствие, внутренний страх, который есть практически в любом, проявится».
По мнению эксперта, основная масса населения при землетрясении в 6-7 баллов не могут оставаться спокойными.
«Какие-то отдельные граждане умеют справляться с волнением, но большинство испытывает панические атаки и аналогичные состояния. Какие причины таких волнений? Во-первых, страх потерять жизнь. Проявляется наше инстинктивное желание выжить. Вторая причина – недоверие. Многие люди опасаются, что дома, которые построены, не выдержат удара стихии. Вот, например, если взять железный бункер, который укреплен, и находится в земле, то там люди будут чувствовать себя в безопасности. А когда в обществе говорят о коррупции и других грязных делах при строительстве жилых домов, то люди боятся оставаться внутри зданий. Комплекс причин порождает страх», - считает он.
Канатбек Абдрахматов напомнил, что в панике люди могут пострадать не от самого бедствия, а пытаясь спастись.
«Когда было землетрясение в Китае, и нас затронули его волны, в Алматы, по моим данным, пострадали 44 человека. Они прыгали со 2-3 этажей, ломали ноги. Один человек попал под пожарную машину. В Бишкеке у нас была не такая сильная паника. Почему, ведь люди везде одинаковые? Потому что столица Кыргызстана оказалась далеко от очага землетрясения. Ну и у людей есть какие-то знания о землетрясении», - сказал он.
Ученый позитивно оценил реакцию граждан, когда случилось землетрясение в Китае 23 января нынешнего года.
«Обычно в таких ситуациях меня, как директора Института сейсмологии, начинают спрашивать, как себя вести. Тогда же люди сами находили информацию, что делать при землетрясении, и пересылали друг другу инструкции. Другой вопрос, что не все их читают, и далеко не каждый выполняет. Потому что при сильном землетрясении не разум говорит, а чувства. Природный, животный страх потерять жизнь. И как с ним бороться? Единственный способ – тренироваться. И не тогда, когда землетрясение уже случилось, а постоянно», - уверен Абдрахматов.
Эксперт рассказал, как в других странах проходит подготовка населения и соответствующих служб.
«Например, в Японии премьер-министр один раз в год проводит тренировку для всей страны. А службы, которые отвечают за это, проводят ее в школах каждую неделю, а в районах – каждый месяц. На протяжении многих лет. Другой пример – Алматы. Там на некоторых домах есть табличка «Пункт сбора при землетрясении» с указательными стрелками. В Бишкеке таких пунктов нет, хотя должны быть. Это свободные площади, которые обычно располагаются возле школ. Там могут располагать свои палатки экстренные службы. Ну и люди, когда видят такие таблички, они понимают, что власти думают о том, как спасти людей при ЧС», - отметил сейсмолог.
Постоянная тренировка поможет выработать нужные навыки для спасения в экстремальной ситуации.
«Людей необходимо учить, учить и учить. Только так – довести знания, как действовать, до автоматизма. Чтобы при очередном землетрясении человек не размышлял, а на автомате делал ряд действий, независимо от эмоций: спрятался под стол, выключил газ и так далее», - предложил Абдрахматов.
Михаил Готфрид
Фото www