...Новость о том, что можно устроиться на работу в России, сейчас обсуждается всей Кенией. Дело в том, что наша страна в Африке — настоящая легенда. Страшно богатая и невероятно чудесная империя с кучей золота и алмазов, где красивые женщины в меховых шапках сидят во дворцах и пьют водку, закусывая белым хлебом. Нет, я вовсе не шучу. У простых кенийцев представления о России — как о сказочном государстве с гигантскими доходами — и мол, любому там платят огромные деньги. 12 января кенийские власти подписали с РФ соглашение о трудоустройстве для 10 000 граждан страны. Представитель государственной палаты Кении Хусейн Мохаммед заявил, что «с русскими договорились — наши люди действительно получат работу в России». И вот тут интересно — вынесут ли африканцы русские холода? Не станут ли заниматься всякими нелегальными вещами? Не попытаются ли незаконно остаться жить в РФ? Ситуацию выяснял обозреватель «АиФ».
«Зимы они не боятся»
... — Тут как раз выбор очень хорош, — убеждает меня экономист Джейкоб Муриуки. — Кения, разумеется, небогатая республика, и в трущобах Киберы вы сами видели, как множество людей живут на 1 доллар в день. Однако, толпами из страны кенийцы не бегут, вроде жителей Чада или Гвинеи. Лишь 2% населения страны трудится в качестве гастарбайтеров за рубежом, а безработица в Кении —5%. Я считаю, это неплохо для России. Рабочих из Таджикистана и Узбекистана лучше не заменять трудовыми мигрантами из совсем нищих государств, откуда граждане готовы уехать куда угодно, лишь бы не драться дома за кусок хлеба. 186 000 кенийцев работают в США и Канаде, 139 000 — в Великобритании, 20 000 — в Южной Африке, 17 000 — в Германии. Кенийцы — крайне добросовестные и выносливые люди. Вы скажете, а что же в таком случае с холодами? Полагаю, их никто не испугается. Обратите внимание — много уроженцев Кении получили работу в Канаде, а там зимой тоже далеко не курорт.
«Хочу на работу в Россию!»
...В трущобах Киберы уйма народу спрашивали меня, как можно уехать в Россию. Готовы были на что угодно — водить такси, подметать улицы, мыть посуду, убирать нечистоты. Ну и, разумеется, слухи в Африке — вообще дело такое, официальной информации мало кто доверяет. Кто-то запустил «утку», что Россия примет аж полмиллиона (!) трудовых мигрантов из Кении, и бедняки этой новостью очень воодушевлены. «Я знаю, в России ужасно холодно, — сказал мне 17-летний Морис Мусемби. — Но я так хочу получить у вас работу! Мой брат — менеджер в супермаркете, я пришёл и попросил у него разрешения немножко посидеть в холодильнике, чтобы почувствовать вашу природу. Сел туда, рыдаю, но не выхожу. Даже не заболел потом! В общем-то тяжело, хотя думаю, я бы смог жить в вашем климате, лишь бы хорошо платили».
Кстати, в Кении все уверены, что в России минимальная зарплата — 1 000 долларов (92 000 рублей): меньше просто не бывает. Когда я объяснял, что в РФ «минималка» — 19 242 рубля ($210), никто не хотел мне верить. В Кении же самая маленькая зарплата — 9 300 рублей, но кенийцы с такой цифрой не согласны: меня уверяли, что такие данные лишь на бумаге, на деле всё хуже. «Моя мать — уборщица, в месяц ей положено $40 (3 700 рублей), — вздыхает Морис. — А в деревнях люди за доллар в сутки работают, и ещё счастливы, что им хотя бы эту мелочь платят».
«Курс рубля их устроит»
...У нас некоторые личности уверены, что «чёрные не любят работать». Это не так. Кенийцы всюду вкалывают — и в полях, и на фабриках, долго и за небольшие деньги: в тени кокосовой пальмы никто не лежит. Сервис в отелях Кении очень хорош, народ реально старается. Тем не менее, следует учитывать, что и в США, и в Великобритании кенийских мигрантов иногда уличают в связях с организованной преступностью и этническими бандами. Например, в 2019 году в США к 25 годам заключения был приговорён лидер преступной «семьи», кениец Бакташ Акаша, чьи бандиты продавали в Нью-Йорке героин, пулемёты (!) и «крышевали» проституток. В Лондоне же кенийские мигранты были замечены в продаже «травки», воровстве в транспорте и торговле крадеными вещами.
«Дело в том, что рабочие из Кении едут и в США, и в Британию уже 60 лет, — говорит владелец турагентства Дэвид Кипту. — И понятно, за столько времени там уже сложились криминальные сообщества. В России же нет кенийской диаспоры, поэтому африканские рабочие даже при желании не смогут заниматься незаконными делами. Но им это и не надо! Нашим людям как раз важно "зацепиться", показать себя с хорошей стороны, чтобы больше заработать». На вопрос, как кенийцы будут трудиться на стройках в Сибири при температуре в — 30, Дэвид отвечает, что в Кении не жарко — температура в Найроби ночью падает до + 5, люди носят куртки и свитера. «Конечно, им будет непросто, — усмехается он. — Но вы увидите, что кенийцы довольно сильно держатся за свои рабочие места, как и в каждой стране. Будьте уверены, любой курс рубля их вполне устроит».
«Быстро заговорят по-русски»
... — Я понимаю, для вас африканские гастарбайтеры — что-то необычное, — считает журналист Джереми Симийю. — Но дело в том, что кенийцы знамениты именно как хорошие работники. Соглашение о «иностранной рабочей силе» заключено ведь не только с Россией. 250 000 кенийцев поедут трудиться в Германию, 30 000 наших людей нанял Израиль — для сельскохозяйственных работ. 20 000 человек — маленькая Сербия, для строительства. Так что 10 000 жителей Кении для России — немного. По этим людям вы сможете оценить качество их работы, и задуматься — нужно ли вам больше строителей, или хватит этих? Гарантирую, кенийцы быстро освоят русский: у нас каждый человек говорит на трёх языках — английском, суахили, и наречии своего племени — скажем, кикуйю. Кенийцев очень ценят также в странах Персидского залива, и охотно их нанимают. Если граждане Узбекистана и Таджикистана уезжают из России, поверьте, вы всегда сможете заместить гастарбайтеров — в Африке полно желающих.
...В общем, трудиться из Африки в РФ ломятся гурьбой: чувствуется, на эти 10 000 мест ещё будет огромный конкурс: ведь население Кении составляет 51 миллион человек. Думаю, как рабочие кенийцы и правда хороши, раз их так активно приглашают трудоустраиваться по всему миру. Однако, следует продумать один момент. Все кенийцы, с кем я общался на тему работы в «далёких северных краях», мечтают остаться жить в России, хотя практически ничего о ней не знают. Они готовы на всё, лишь бы покинуть Африку. В этом случае, конечно, следует попросить от Кении гарантии, что её жители выполнят свои контракты, и законопослушно уедут домой. В Британии и США всё оказалось иначе — рабочих из Кении приезжало со временем больше и больше, образовалась крупная диаспора, а там и организованная преступность. Такие вещи и нужно заранее предусмотреть. В остальном — а почему нет? Мы всегда рады гостям. Пусть работают, зарабатывают, но строго соблюдают наши законы. Вот тогда у них в России всё будет прекрасно.
Найроби (Кения)