Согласно исследованию Международного валютного фонда, ирландская экономика до сих пор избегала так называемой «голландской болезни», когда сосредоточение внимания на одних быстро развивающихся секторах, таких как нефть и газ, может привести к падению других, несмотря на доминирующую роль, которую играют транснациональные корпорации. Обнаружил Международный валютный фонд.
Однако анализ МВФ показал, что транснациональные корпорации имеют ограниченные связи с местными компаниями и что в местной экономике, возможно, отсутствует важный драйвер роста.
В документе под названием «Процветание без болезней?» МВФ заявил, что модель прямых иностранных инвестиций в Ирландии создала двухуровневую экономику, подвергая страну потенциальным рискам, связанным с «голландской болезнью», имея в виду сокращение численности населения. Производственный сектор Голландии в 1970-е годы после открытия ценных газовых месторождений в Северном море.
Эта фраза используется для обозначения других стран, которые изначально получают выгоду от ресурсного бума, который в случае Ирландии представлен высоким уровнем прямых иностранных инвестиций.
«Транснациональные компании сыграли доминирующую роль в создании высокооплачиваемых рабочих мест и увеличении поступлений корпоративного подоходного налога в Ирландии», — отмечается в анализе.
«Однако, как и в случае с открытием природных ресурсов, внезапный всплеск прямых иностранных инвестиций, если не управлять им разумно, может привести к негативным последствиям, связанным с так называемой «голландской болезнью».
«В 2022 году общий объем прямых иностранных инвестиций составил более 300% ВВП, что намного выше среднего показателя по еврозоне, составляющего около 60%. Это ставит Ирландию впереди большинства своих сверстников в регионе», — заявили в МВФ.
Анализ показал, что многие страны имели положительные побочные эффекты от процветания природных ресурсов, включая Норвегию, Австралию и США, в то время как негативные последствия были для таких стран, как Ангола и Венесуэла.
МВФ заявил, что многие аспекты ирландской экономики демонстрируют симптомы «голландской болезни», включая быстрый рост сектора услуг и еженедельный рост заработной платы.
Тем не менее, они заявили, что Ирландия проявляла финансовую осмотрительность после финансового кризиса, что могло бы предотвратить чрезмерное давление на заработную плату в государственном секторе и более широкое давление на внутренний спрос.
Они также заявили, что гибкий и инклюзивный рынок труда Ирландии, возможно, выдержал некоторое давление в области заработной платы и цен, и пришли к выводу, что в посткризисный период в Ирландии не было явных симптомов «голландской болезни».
Однако в том же анализе МВФ заявил, что транснациональные корпорации, базирующиеся в Ирландии, имеют ограниченные связи с местными компаниями и что страна упускает влияние «норвежского благословения» на потенциальные возможности роста.
МВФ указал на тесные связи с небольшими местными компаниями, которые крупные компании часто налаживают в других странах, указав на автомобильную промышленность в Германии и Японии, где установлены и поддерживаются глубокие связи в цепочке поставок между крупными автопроизводителями и мелкими местными поставщиками.
«Хотя одновременное отсутствие крупных отечественных компаний и побочные эффекты от крупных транснациональных корпораций не являются традиционными симптомами голландской болезни, они потенциально могут препятствовать росту внутренней экономики Ирландии».
«Содействие связям между ТНК и местными компаниями посредством связей в цепочках поставок, мобильности рабочей силы и инновационного сотрудничества может помочь повысить производительность местных компаний и общую устойчивость экономики».