Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что проблема грязного воздуха постепенно решается и он должен стать в два раза чище в ближайшие шесть лет. Сейчас половина городского населения страны дышит воздухом с высоким или очень высоким загрязнением. И нет предпосылок к тому, что это удастся изменить: у предприятий нет денег на модернизацию, системно проблемой не занимаются ни они, ни чиновники.
Качество атмосферного воздуха в России остается неудовлетворительным, и положительных изменений за последние годы не видно. Это следует из официальной российской статистики — отчетов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). И противоречит бодрым рапортам других чиновников.
«В рамках проекта „Чистый воздух“ в 12 индустриальных центрах России, как вы знаете, удалось снизить вредные выбросы в атмосферу, — заявил Путин в послании. — С прошлого года к проекту подключились еще 29 городов. В целом по стране объем вредных выбросов в атмосферу должен быть сокращен вдвое. К этой цели будем двигаться поэтапно».
«Я очень сомневаюсь в том, что реально качество воздуха можно так сильно улучшить (да и вообще улучшить), особенно в городах типа Челябинск, Новокузнецк, Красноярск, Нижний Тагил и еще много где. Загрязнение там феноменальное, ужасное, риски для здоровья населения огромные, но это никого не волнует», — говорит российский эколог-экономист, согласившийся дать комментарий The Insider на условиях анонимности.
Принятый пять лет назад проект «Чистый воздух» изначально предполагал, что из его 12 городов-участников к концу 2024 года не останется ни одного с очень высоким или просто высоким уровнем загрязнения воздуха, а также что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в этих городах сократятся на 22%. Однако этого не произошло.
Половина городского населения России (49%, или 53 млн человек) проживает в городах с высоким и очень высоким загрязнением воздуха, по данным Росгидромета на 2022 год. Более поздний отчет пока недоступен, но в 2023 году не было предпосылок для резкого изменения динамики. И этот показатель растет: в довоенном 2021 году он составлял 46% городского населения, или 50,6 млн человек.
Воздух загрязнен формальдегидом, мелкодисперсными частицами, диоксидом азота, бенз(а)пиреном, металлами. Более чем в 200 российских городах предельно допустимая концентрация этих веществ была превышена хотя бы раз за 2022 год. Городов, где максимальные концентрации в 10 раз превышают допустимые, стало на один больше по сравнению с началом проекта, — теперь их 37. Но разовое превышение может быть не опасно, поэтому ученые смотрят на среднее превышение концентрации в месяц или в год.
Городов с особенно загрязненным воздухом Росгидромет выделяет 40, в них проживает 10,4 млн человек. В это число входят и 9 городов из проекта «Чистый воздух».
Качество воздуха резко ухудшилось в 2022 году в Димитровграде, Кемерове, Махачкале, Нижневартовске, Новоульяновске, Новочебоксарске и Тулуне. Все они попали в список «приоритетных». Очень высоким остается загрязнение в Норильске, несмотря на заявления компании Норникель о приоритете экологических задач и высокие места в внутрироссийских рейтингах устойчивого развития.
Основными источниками выбросов в самых грязных городах чаще всего служат предприятия топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, алюминиевой, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Все это подрывает здоровье живущих там людей. При регулярном загрязнении воздуха бенз(а)пиреном могут наблюдаться такие неблагоприятные последствия, как злокачественные новообразования, предупреждает ВОЗ. И даже при небольших концентрациях диоксида азота наблюдаются нарушение дыхания, кашель; при повышенных — растет число детей с учащенным дыханием, кашлем и бронхитом.
«Исследования по оценке рисков велись с середины 1990-х годов, в том числе с моим участием, но желания со стороны властей и бизнеса что-то делать так и не появилось», — комментирует эколог-экономист.
Это видимая часть загрязнений. Но, анализируя их, важно понимать, что сведения могут быть неточны, потому что их просто недостаточно. Всю Россию с ее 17 млн кв. км покрывают 688 пунктов мониторинга качества воздуха. Росгидромет выполняет регулярные наблюдения в 233 городах — во всех городах-миллионниках, в большинстве крупных городов с населением от 100 тысяч человек и только в каждом десятом городке с меньшим населением.
О качестве воздуха на территории республик Адыгея, Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марий Эл и Чечня ничего не известно. Там нет сети мониторинга Росгидромета. За все время существования проекта «Чистая страна» на один регион без данных стало меньше — Ненецкий, но только из-за его присоединения к Архангельской области. В некоторых регионах о качестве воздуха приходится судить по одному городу.
Изменить это должна новая комплексная система мониторинга качества окружающей среды. Это тоже отдельный проект, запущенный в 2022 году, за него отвечает Российский экологический оператор. К мониторингу планируют подключить частные компании и запустить систему уже в 2024 году. Но даже если она заработает, нужны и другие данные.
«Система мониторинга выбросов на источниках так и не создана», — констатирует эколог-экономист. Эта система должна была бы измерять, сколько компании-загрязнители выбрасывают вредных веществ в атмосферу. «Долго обсуждали внедрение систем постоянного мониторинга — датчики на трубах предприятий и онлайн-передача показаний, как это сделано в США и во многих других странах. Но бизнес эту инициативу саботировал. Предприятия не хотят давать данные инструментального контроля, поскольку по факту выбрасывают гораздо больше, чем указано в их отчетах, — рассказывает эксперт. — В итоге продавили отсрочки по срокам их введения и замылили тему».
Пока нет никаких оснований рассчитывать, что ситуация улучшится в ближайшее время, и верить, что воздух станет вдвое чище, как обещал Путин. «Ресурсов для таких масштабных природоохранных инвестиций сейчас у предприятий нет, и негде их взять, — констатирует эколог-экономист. — Путин ничего в этом не понимает, обещания раздает под выборы, но делать реально ничего не будет».