Стремясь к внутреннему покою, кто не думал об этом? Некоторые так и поступали.
Аскетам IX века в Греции пришло в голову уединиться от забот светского мира, поднявшись на высоченные скалы гор Пинд в Фессалии, чтобы молиться и медитировать в блаженной тишине.
Свидетельства древних пещерных жилищ и витых деревянных лестниц до сих пор можно найти среди возвышающихся столбовых образований в нескольких километрах к северу от города Калабака. Жить таким образом было нелегко, но и легко понять, насколько привлекательным был такой образ жизни.
С одной стороны, вид, открывающийся с этих скал на долину реки Пинейос, вдохновлял на поиски божественного.
С другой стороны, они бежали от того, что делало их жизнь невыносимой, — это мир, охваченный страданиями, политическими распрями и преследованиями.
В конце концов, этот довольно беспорядочный поток аскетов был собран вместе и организован монахом по имени Нилос. Монахи здесь придерживались восточной православной церкви и начали возвышенное строительство среди облаков.
В XIV веке для монахов стало великим духовным подвигом подниматься на эти обрывистые каменные столбы Пиндских гор. Они обследовали новые места и основали 24 монастыря, которые, казалось, поднимались к самым небесам, где можно было уединиться для созерцания Бога и вечного мира.
Всё началось со Святого монастыря Великий Метеорон — самого большого, построенного на самом грандиозном скальном выступе в округе. Он был основан монахом Святым Афанасием в 1344 году. Святой монастырь Варлаам, второй по величине, был основан монахом Варлаамом, когда ему удалось взобраться на вершину, откуда сквозь горный туман был виден Великий Метеорон.
И пошёл процесс: Монастырь Агиос Николаос Анапафсас появился в конце XIV века. Рядом обосновался монастырь Святой Троицы, самый труднодоступный, но с самым потрясающим панорамным видом. Самым досягаемым считается монастырь Агиос Стефанос с небольшим мостом, соединяющим две скалы.
Ступени были высечены прямо в толще скал. Хотя путь всё ещё оставался коварным и крутым, часто поднимаясь на высоту более 500 м, по крайней мере теперь он был по силам выносливым, мужественным и пылким паломникам.
И ещё десятки других, которые венчают скальные колонны, галантно возвышающиеся над долиной. Все вместе они стали Метеорой, что в переводе с греческого означает «подвешенный в воздухе».
Это уникальное геологическое образование, само по себе являющееся чудом, формировалось миллионами лет, когда осадочные породы накапливались, а затем были раздроблены движениями земли, поднявшими морское дно. Выветривание воздействовало на эти породы, создавая формации, которые совершенно уникальны по сравнению с аналогичными в других местах.
То тут, то там встречаются напоминания о суровости жизни в те ранние годы — даже сегодня горстки монахов и монахинь называют Метеоры своим домом. Монахи, начавшие строительство, подняли лебёдки, которые можно увидеть и сейчас. По верёвкам поднимались строительные материалы, товары и люди. Были и лестницы, по которым можно было подняться в случае вторжения, что делало обитателей неуязвимыми для нападения.
Строительство, по всей вероятности, шло медленно: чтобы компенсировать ограниченное пространство на земле, они часто строили вертикально. Но трудная работа окупилась: Большой Метеорон был значительно расширен благодаря отшельнику Иоасафу, сыну греко-сербского царя, а за ним последовали богатство и престиж, поскольку сюда потянулись паломники.
Уединённость святилища принесла свои плоды и в другом случае. Когда в XV веке турецкая Османская империя захватила этот регион, монахи, преследуемые греки и католики нашли укрытие в стенах Метеоры. Отказать путешественникам в убежище — по-гречески «филоксения» — считалось одним из величайших грехов.
Скальные образования страдали от землетрясений и оползней, из-за которых разрушались дороги и здания. Не обошла стороной эти сооружения и война. Во время Второй мировой войны бомбы и вибрации от низко пролетающих немецких самолётов нанесли им ощутимый урон.
Однако позже были предприняты усилия по сохранению этого места. В 1972 году Метеора была законсервирована, а в 1988 году стала объектом наследия, охраняемым ЮНЕСКО. Монастыри уцелели.
На протяжении веков Метеора пережила гонения, нашествия, землетрясения и войны. А теперь она столкнулась с новым видом вторжения.
В наш современный век развлечений и туризма двери Метеоры остаются открытыми, как и в прошлом. Здесь побывали толпы посетителей и даже кинорежиссёры.
Шпионский фильм 1981 г. о Джеймсе Бонде «Только для ваших глаз» с Роджером Муром в главной роли был снят на территории монастыря Святой Троицы с разрешения Министерства культуры Греции. Однако не все были довольны этим.
«Монахи Метеоры яростно сопротивлялись этому решению, — пишет сайт Метеоры. — В конце концов, монахи добились, чтобы монастырь снимали только снаружи».
Сцены внутри должны были сниматься на соседнем утёсе в декорациях, напоминающих монастырь.
Каждое лето Метеора превращается в своеобразную туристическую западню. Хотя сюда по-прежнему можно подняться по горным тропам, теперь проложены дороги и можно не особо торопиться. Здесь можно встретить ликующих молодых путешественников, делающих селфи на фоне живописной панорамы, и отдыхающих, предположительно ищущих духовного порыва.
Хотя двери Метеоры гостеприимно распахнуты, старые кодексы дани уважения, а также скромности всё ещё соблюдаются. Согласно традиции, женщины должны быть одеты в платья, иначе им могут отказать в посещении.
Большая надежда для Метеоры заключается в том, что её жители обретут покой, который они ищут, а посетители смогут принести часть этого покоя с собой домой. И мы сможем почувствовать уединение гор повсюду, даже не расставаясь со своим автомобилем.