Россия — страна с достаточно высоким уровнем травматизма. По данным «Коммерсанта», каждый год от различных увечий страдает почти 13 миллионов человек. И 30% пациентов нужен остеосинтез: фиксация костей с помощью специальных имплантов — штифтов, спиц и пластин.
Смогли ли российские производители обеспечить страну нужным количеством изделий после ухода иностранных брендов? Кто первым в стране наладил производство биодеградируемых имплантов. И какие инновации внедряют отечественные компании, чтобы эффективнее помогать участникам СВО?
На эти и другие вопросы ответили врач-травматолог, коммерческий директор Медицинской торговой компании, Максим Медведев и руководитель филиала Медицинской торговой компании в Санкт-Петербурге, Пётр Лебедев.
Расскажите о ситуации на российском рынке имплантов для остеосинтеза. Сильно ли сказался уход иностранных компаний?
П. Л.: Уход западных производителей и поставщиков, действительно, сильно повлиял на рынок. Производство имплантов — достаточно сложный процесс. Поэтому до 2014 года многие компании занимались только поставками изделий.
После 2014 года стали появляться новые производства сравнительно простых имплантов. И всё таки ниша современной, технологичной продукции была занята иностранцами процентов на 80. Сейчас российские производители развиваются ещё активнее, но закрыть все потребности рынка они, пока что, не могут.
А много ли российских производителей появилось за последние 10 лет?
П. Л.: Насколько я знаю, с 2014 года открыто порядка пяти заводов. Три из них используют исключительно отечественное производство, то есть весь цикл проходит на заводе. Оставшиеся два закупают заготовки и дорабатывают их. В сложившихся реалиях этого мало: таких производств нужно в два, а то и в три раза больше.
Что насчет сырья — хватает ли его российским компаниям?
П. Л.: Если мы говорим о производствах, которые закупали заготовки заграницей, а потом дорабатывали их внутри страны — у них, действительно, возникли трудности. Если же речь о заводах, которые получают сырье из России или дружественных стран — проблемы есть, но они решаемы. Российский титан есть, многие интенсивно покупают сырье в поднебесной.
Насколько я знаю, чтобы снять имплант, например, из титана, нужно провести ещё одну операцию. Сейчас на смену таким изделиям приходят биодеградируемые импланты, которые «растворяются» самостоятельно, через нужный промежуток времени. Как обстоит ситуация с производством такой продукции?
М.М: Пока что в России только одно предприятие, которое делает биодеградируемые импланты из магниевых сплавов. В 2023 году ООО «Медицинская торговая компания» совместно с Тольяттинским государственным университетом разработали технологию изготовления изделий
В том же году Медицинская торговая компания приступила к производству изделий под брендом MgSorb. Это первый подобный завод в стране — второй есть только в Германии. Больше в России никто биодеградируемые импланты не производит.
Насколько большая потребность в такой продукции?
М.М: Весьма существенная. Есть определённые специальности: лётчики, военные. Сломал человек, например, лодыжку, ему поставили имплант. С ним он больше летать не может, изделие нужно обязательно удалить. А магниевые импланты в удалении не нуждаются — после его растворения у специалиста не меняется категория годности. Не говоря уже о том, что биодеградируемые изделия позволяют избежать повторной операции: в случае с детьми или пожилыми пациентами это тоже немаловажно.
Какими ещё свойствами обладают магниевые импланты — помимо биодеградации?
М.М: В плане твердости они сопоставимы с прочностью кости. К тому же, даже когда изделие растворяется, это не приводит к существенному повышению уровня магния в крови. Человеку в сутки рекомендовано употреблять до 200 мг этого элемента. А вес одного импланта составляет всего 0,001 мг.
Медицинская торговая компания с 2009 года занимается поставками биодеградируемых имплантов. В 2023 году ООО «МТК» наладило выпуск отечественных изделий из сплавов магния. В ближайшие пять лет ООО «МТК» откроет завод по производству имплантов для эндопротезирования крупных суставов. Оба направления являются ярким примером программы импортозамещения в медицине и открывают новые возможности для реабилитации ветеранов СВО.