«Апокалипсис» — так называется знаменитая серия гравюр немецкого художника Альбрехта Дюрера, которая иллюстрирует основные сюжеты Откровения Иоанна Богослова. Живописец создал ее в 1496–1498 годах, когда в Европе многие ожидали скорого конца света. Поэтому картины Дюрера очень быстро получили широкую известность. Благодаря напряженному драматизму, образности и интеллектуальной насыщенности эти работы впечатляют и современного зрителя. Мы взяли 10 картин, посвященных Апокалипсису, и разобрали их сюжет и символику.
На этой гравюре изображены распахнутые небесные врата, через которые видно сидящего на престоле Бога с книгой жизни. Вокруг Него — двадцать четыре старца. Кто они такие?
Есть два основных подхода к толкованию этого образа. Одни библеисты понимают старцев как представителей всей полноты Церкви — ветхозаветной и новозаветной. Другие толкователи считают, что старцы символизируют ветхозаветное человечество.
Цифра 24 находит обоснование в обоих случая. В первом ее интерпретируют как двенадцать колен Израилевых плюс двенадцать апостолов. Во втором варианте 24 старца являются образами авторов ветхозаветных книг. Также есть версия, по которой старцы олицетворяют 24 чреды священников и храмовых музыкантов, установленных царем Давидом, то есть символизируют Израиль в его богослужебном предстоянии перед Богом в ожидании прихода Мессии.
Эта гравюра — самая известная в серии. Здесь изображено четыре всадника: Завоеватель, или Чума, (с венцом и луком) на белом коне, Война (с мечом) на огненно-рыжем, Голод (с весами) на вороном, Смерть (худой старик с трезубцем) на бледном.
Если всадники, изображающие войну, голод и смерть, однозначно несут угрозу, то всадник-завоеватель на белом коне — более сложный образ. В святоотеческую эпоху даже считалось, что это может быть Сам Христос или образ спасающей человека благодатной силы Церкви. Однако сейчас большинство библеистов интерпретируют всех всадников как злую силу. Соответственно, всадник на белом коне может символизировать антихриста, а масть животного и победоносный вид — лишь маскировка под истинного Спасителя — Христа.
В Апокалипсисе мы читаем о некоей таинственной книге, в которой заключены события последних времен, запечатанной семью печатями (отсюда пошло выражение «тайна за семью печатями»). Постепенно печати с книги снимаются, и каждая из них становится началом нового бедствия. Однако в конце, когда все печати будут сняты, наступит Царствие Божие.
Число 7 символически обозначает всеобъемлющую полноту (например, семь дней творения). Кроме того число 7 состоит из суммы двух чисел — 3 и 4, которые тоже обладают символическими значениями. Три обозначает полноту: Бог Троица, три дня и три ночи пребывания пророка Ионы во чреве кита; три дня между смертью и Воскресением Христа и др. Число четыре также указывает на завершенность: четыре стороны света, четыре евангелиста и проч. Таким образом семь печатей — это полнота катастрофы, которой предстоит обрушиться на человечество.
Это изображение — иллюстрация 7-й главы Апокалипсиса. В верхней части гравюры на двойной радуге стоит Агнец. Вокруг него четыре шестикрылых животных и 24 старца, один из которых собирает в чашу кровь Агнца. В центре праведники в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках поклоняются Агнцу.
Агнец — основной образ Христа в Апокалипсисе, символизирующий Его жертвенное служение и смерть, которая искупила грехи всего мира. Поэтому в тексте Откровения и на гравюре Дюрера подчеркивается значение пролитой Агнцем крови.
Помимо общего понимания «агнца» в смысле жертвенного животного этот образ служит напоминанием о библейской истории, описанной в книге Исход: кровь агнца, нанесенная на косяки дверей, спасла евреев от гибели во время десятой казни египетской. Это событие стало основанием для учреждения ветхозаветной пасхи.
Семь труб — это новые семь бедствий, которые происходят после снятия седьмой печати. Сначала наступает получасовая тишина, во время этой паузы ангел приносит Богу кадильницу с ладаном, символизирующую молитвы гонимых на земле христиан. Бог принимает эту молитву. Новые бедствия коснутся только неверующих и приблизят наступление Царствия Божия после земной катастрофы.
В нижней части гравюры справа град и огонь падают на землю, в центре — большая гора низвергается в море, где гибнут суда, слева — большая звезда падает в колодец. Солнце и луна изображены на темном фоне, то есть умерившими свой свет.
Жена, облеченная в солнце, толкуется как образ Церкви. В пророческих книгах Ветхого Завета отношения Бога и Его народа представлялись через метафору супружества. Эта традиция продолжается в новозаветных текстах, где в роли Жениха (Мужа) предстает Христос.
Сын жены, облеченной в солнце, — это либо обобщенный образ благодатно рождаемого Церковью христианина, либо символ Христа, воплотившегося в лоне ветхозаветного народа Божия.
Главная фигура этой гравюры — элегантная молодая женщина в венецианских одеждах — вавилонская блудница, восседающая на звере с семью головами. Она олицетворяет Вавилон — город богоборческого единения людей во грехе, «анти-Церкви», сосредоточенной на удовлетворении греховных страстей. Кроме того, образ великой блудницы Вавилона демонстрирует обольстительную силу зла.
На этой гравюре, иллюстрирующей 12 главу «Откровения», главную роль играет Архангел Михаил (предводитель Небесного воинства), поражающий дракона копьем. Также изображены три других ангела, сражающихся с чудовищами.
Дракон, согласно тексту Апокалипсиса, — это древний змий, называемый диаволом и сатаною. Он выступает в качестве врага Церкви, который поднимает на борьбу с ней своих приспешников, представленных в образе двух зверей.
В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой — из земли. Уже из текста Откровения мы понимаем, что это представители рода людского, служащие дракону-сатане.
Первый зверь — воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит чудеса и знамения для обольщения людей (и ему это удается). Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго — символ института жречества. Также иногда зверей трактуют как образы богоборческих государств или социальных институтов.
Эта гравюра изображает одну из финальных сцен Апокалипсиса. В центре изображен Ангел с большой связкой ключей, среди которых выделяется ключ от бездны, который держит на цепи дракона. Через мгновение дракон будет низвергнут в бездну, а ход в нее закроют. Ангел показывает Иоанну Новый Иерусалим, изображенный как современный Дюреру немецкий город.
Новый Иерусалим — символ совершенного единения христиан с Богом в вечности, когда уже ничто греховное и злое не сможет это единение нарушить.