Родители девочки расторгли брак, но живут в одной квартире и совместно воспитывают ребенка. Они заключили соглашение, по которому бывший супруг ежемесячно будет перечислять 7/10 доли всех видов заработка на содержание дочери.
Комитет Коми имущественных и земельных отношений обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к родителям несовершеннолетней о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, в соответствии с которым отец ребенка обязуется ежемесячно выплачивать ее матери большую часть своего дохода.
В обоснование исковых требований указано на наличие вступившего в законную силу судебного постановления о взыскании с отца несовершеннолетней денежных средств. Вместе с тем, по мнению истца, ответчики, заключили обжалуемое соглашение, с целью уклонения от исполнения решения суда. Ответчики в судебном заседании с иском не согласились, указали, что соглашение заключено исключительно в интересах несовершеннолетней. Так, в частности они несут расходы на дополнительное платное образование, платные секции, коммунальные услуги, питание, одежду, лечение, ежемесячно на карманные расходы ребенок получает около 10 000 руб.
При этом ответчик поясняла, что причиной заключения соглашения стало непредставление надлежащего содержания (более 10 лет) ответчиком своей дочери и то, что на протяжении указанного времени она одна «тянула» семью. Вместе с тем, женщина указала, что за взысканием с ответчика алиментов в принудительном порядке ранее (до заключения соглашения) не обращалась, потому что того содержания, которое бы она получила путем взыскания алиментов было бы, по ее мнению, недостаточно для содержание девочки. Почему соглашение было заключено после взыскания с бывшего супруга денежных средств и возбуждения исполнительного производства, ответчик пояснить не смогла.
Нотариус в отзыве на исковое заявление указала, что ею действительно было удостоверено соглашение между бывшими супругами. По заверению участников соглашения целью его заключения является исключительно содержание несовершеннолетнего ребенка. Родители несовершеннолетней на вопрос нотариуса, почему размер алиментов составляет 7/10 доли заработка, пояснили, что размер алиментов не может быть ниже, чем тот, который установлен Семейным кодексом России, а выше – запрета нет. При этом нотариусу не было известно о решении Сыктывкарского городского суда и об исполнительном производстве о взыскании с отца несовершеннолетней материального ущерба, поэтому у нее не было и оснований предполагать, что данная сделка может быть мнимой, заключенной без намерения уплачивать алименты в указанном размере.
Судом установлено, что, несмотря на расторжение брака, ответчики проживают совместно, это подтверждено письменными доказательствами по делу и не опровергнуто самими ответчиками. Родители девочки ведут общее хозяйство, оба в равной степени занимаются воспитанием ребенка. Ссылаясь на вынужденность совместного проживания, ответчики четких обстоятельств в подтверждение данного довода не приводят. При этом установленный уровень дохода каждого из ответчиков позволяет им решить жилищный вопрос и проживать отдельно друг от друга.
Как поясняется в материале пресс-службы судов Коми, правовое регулирование по спорным правоотношениям, в частности, указывает на то, что при оспаривании соглашения об уплате алиментов на несовершеннолетних детей судам необходимо соотнести две правовые ценности: права несовершеннолетних детей на уровень жизни, необходимый для их физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, с одной стороны, и закрепленное в статьях 307, 309 ГК право кредитора по гражданско-правовому обязательству получить от должника надлежащее исполнение, с другой стороны, а также установить баланс между названными ценностями.
Брачные отношении между супругами фактически сохранены, а заключение оспоренного истцом соглашения произведено ответчиками при злоупотреблении своими правами, и фактически направлено на уклонение от надлежащего исполнения требований решения суда о взыскании с отца несовершеннолетней, причиненного ущерба. Исходя из этого, решением Сыктывкарского городского суда исковые требования Комитета Коми имущественных и земельных отношений удовлетворены. Соглашение об уплате алиментов признано недействительным. Ответчики подали в Верховный суд Коми апелляционную жалобу, которая оставлена без удовлетворения, решение суда – без изменения.