Однажды Михаил Веллер в интервью Вашим Новостям» очень подробно рассказал, откуда в России появился ген западничества, либерализма и европейских ценностей. Этот ген был завезен с классическим просвещенческим образованием, которым мы всегда так гордились. Петр I отправлял боярских детей учиться на Запад. Кто-то из них возвращался, но привозил вместе со знаниями и европейский образ жизни, который тогда для русских выглядел примерно так же, как сейчас всё это западное безумие. 26-летний Пётр I. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю / Википедия Все эти декольте, фривольность, танцы, светский этикет. Однако же Петру I прогресс был дороже, чем бесконечное вязкое спокойствие. А можно ли сегодня научиться делать лучшие компьютеры и чипы, но сохранить традиционный уклад жизни, о котором так много говорят в последние годы? Продолжаем обсуждать тему с писателем Германом Садулаевым. ВН»: – Герман, можно ли сегодня устроить конкурентную систему образования и при этом сделать так, чтобы наши кропотливо выращенные молодые гении не приходили к мысли, что нужно уезжать на Запад? Зачастую гениям присущ инфантильный взгляд на мир, им хочется европейских ценностей. – У Советского Союза это более-менее получалось. Во всяком случае в его лучшие годы. И этому способствовала в том числе и закрытость границ. В том числе и ограничение на выезд. Но не только. Когда вы действуете только кнутом, у вас ничего не получится. Был и пряник. В том плане, что карьера ученого обеспечивала очень высокую позицию в обществе. Ученых одаривали не только материальными благами, но также и престижем. Хотя материальными благами они одаривались по полной программе по сравнению с другими жителями нашей всегда не очень богатой страны. Андрей Сахаров / Википедия Сейчас если человек становится доцентом, доктором наук, что это для него значит? Каким образом это меняет его жизнь? В принципе никаким не меняет. Средний предприниматель живет лучше доктора наук. И дело не только в материальных благах, но и в самом статусе. У нас долго проповедовалось, что бизнес, коммерция – это то, что нам нужно. Покупайте, продавайте… А про фундаментальную науку было забыто. На нее было забито.
Поэтому нам нужны ограничительные меры в защите своих интеллектуальных ресурсов, но этого мало. Надо защищать престиж этой работы, начиная от школьного учителя и кончая преподавателем в университете, ученым. Нужно создавать интеллектуальную среду, в которой ученый может развиваться. Открывать лаборатории, создавать институции, где человек может полностью себя реализовать. Часто хорошие ученые уезжают на Запад или куда-нибудь в Израиль не столько даже потому, что там больше платят, а потому, что там они могут продолжать свои исследования. Там есть соответствующие лаборатории, соответствующая интеллектуальная среда, возможности. А здесь этого нет. Поэтому нужно создавать среду, повышать статус и престиж.
Почтовая марка России 2020 года из серии Лауреаты Нобелевской премии» с портретом Ж. И. Алфёрова и изображением полупроводникового гетеролазера / Википедия Вы же понимаете, сколько сейчас получает даже университетский преподаватель. Я вам скажу. Он получает до обидного мало. Только если он занимает какую-то административную должность, тогда да, тогда начинаются весомые бонусы и в его жизни наступает просвет. А если это просто преподаватель, который занимается просто наукой и преподаванием, то это нищенское существование. Разве это допустимо? ВН»: – Наши технические преподаватели или инженеры едут не только на Запад, но уже даже в Китай. – Ученый едет в любое место, где у него есть возможность себя реализовать. Да, действительно, у ученых такой более широкий склад ума. Если он одержим какой-то идеей, то ему в принципе всё равно, где он сможет ее реализовать. Конечно, ему лучше, если дома. Но если дома не получается, а есть такая возможность в другой стране, то он поедет и в Китай. Изобретатель Тетриса», программист Алексей Пажитнов / Википедия А китайцы молодцы, они пытаются в противовес Америке сейчас у себя создавать такую интеллектуальную среду и возможности для развития науки. Как это сказывается на прогрессе китайских технологий? Китай – давно уже не та страна, которая ворует интеллектуальную собственность и делает копии.
Китай сам теперь производит интеллектуальную собственность. В Китае очень много изобретений. Китай самостоятельно развивает технологии, очень высокие и продвинутые, это технологии XXI века.
ВН»: – Среда, в которой мы живем, состоит и из медийного поля. Мы все сидим в телеграм-каналах, следим за блогерами. А там в основном не про науку, там про полуголую» вечеринку. Таковы актуальные проблемы нашего общества? – Мне кажется, внимание общества привлекалось к этой проблеме слишком большое, это гипертрофированно было. Многих фигурантов истории я узнал только по их участию в этой вечеринке. Какие-то музыканты, никому не известные, какие-то деятели искусства, тоже никому не известные. Это просто раздувание темы на пустом месте. Герман Садулаев ВН»: – Но чтобы создавать интеллектуальную среду, о которой мы говорим, не нужно ли вернуть какие-то морально-нравственные нормы? – Эта проблема назрела. Богема старается не замечать, как живет страна. Не замечать, в частности, идущей специальной военной операции. Богема демонстративно живет как раньше, как она привыкла. Рано или поздно это закончится. И наверное, начинает заканчиваться. Потому что это шизофрения, в которой живет страна: с одной стороны, мы тут скрепы духовные ищем, а с другой – продолжаются эти вечеринки.
И зайдите в наши книжные магазины, посмотрите, что там продается. Это такая шизофрения, когда с экранов говорят одно, а фактически происходит совсем другое.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв и его супруга Раиса Максимовна, Москва, 2 июня 1988 / Википедия Раньше ведь такая шизофрения и привела к краху Советского Союза. Когда провозглашалась одна идеология, а по факту люди, в том числе и элиты, уже начинали жить совершенно другой жизнью. Долго так продолжаться не может, что-то надо заканчивать. ВН»: – При этом мы же понимаем, что невозможно было в СССР заставить жену какого-нибудь академика не мечтать о французских духах и чулочках. С этого ведь начинается подобострастие. А какой выход? Свои духи создавать? – Влияние буржуазного мира всегда очень велико. Буржуазность сама по себе чрезвычайно привлекательна для незрелых умов. Это хороший пример с женами академиков. Академики работают в фундаментальной науке над силой и мощью государства, а жёны мечтают о французских духах. Так устроен мир, так происходит и в Китае, кстати. Там тоже есть и коррупция, и жены чиновников, которые стремятся к благам западной цивилизации. Это неизбежная болезнь, но это не значит, что с этим не нужно бороться.
Поэтому периодически в Китае производят просто расстрелы. Ну а как иначе?
Путин и Си Цзиньпин / ТАСС Тот, кто найдет другой путь бороться с деградацией, будет большой молодец. Но пока другого метода, кроме запрета и репрессий иногда, не получается найти. А те привлекательные вещи, о которых мы говорим, можно создавать свои, и хорошие, чтобы люди не смотрели на Запад. Это всё тоже работает, но только в связке с репрессиями. То есть должен быть и кнут, и пряник. Должны быть хорошие возможности для развития у нас и какие-то репрессивные меры. Нужно просто быть циничным и прагматичным. Нужно понимать, что без репрессий государство всё равно не может. Нужно только понимать, в какую сторону направить эти репрессии.
Направлять ли их на молодежь, которая шла в нацболы*? А при этом у нас плодятся либералы совершенно безнаказанно. Либо направлять их на тех, кто действительно вредит стране? И у нас сейчас лишили их каких-то источников финансирования отчасти, нашу богему. Но это пока что не репрессии. Возможно, государству следует быть более решительным. Иначе государство не выживает. Любое государство должно себя защищать и от внешних врагов, и от внутренних.
Фото: ТГ Германа Садулаева *В 2007 году НБП была признана судом экстремистской организацией, и её деятельность была запрещена на территории РФ.