Редакция получила письмо нашего постоянного подписчика, жителя станицы Октябрьской, Федора Яковенко, в нем он вспоминает многих своих знакомых и друзей, с которыми трудился в одном районе и за его пределами. Большинство из них – учителя. Вот что пишет Федор Денисович.
«Просмотр и чтение районной газеты «Авангард» как всегда начинаю с первой и последней страниц, затем выниманию двухлистовую «Телевитрину» со звездным прогнозом и кроссвордом и делаю мозговую разминку: разгадываю кроссворд.
Далее читаю газету со второй страницы и до предпоследней. Получив перводекабрьский номер, увидел фото Ивана Дмитриевича Кононенко, его знакомое, умное лицо. Добрый человек уже отправился в мир иной, царствие небесное ему. Правдиво и по-доброму о нем написала Л.Г. Буркова (она была учителем русского языка и литературы, замдиректора по воспитательной работе) от имени ветеранов педагогического труда школы № 2.
Ивана Дмитриевича, как и других жителей станицы Крыловской (в то время Павловского района), я знал со времен своей работы в колхозе «Кавказ». За 15 месяцев я со многими успел познакомиться и подружиться: с завучем школы № 1 В.Е. Иващенко, учителем истории П.И. Юшко, преподавателем химии Капитолиной Викентьевной, с математиком Ксенией Федоровной. Петр Иванович в качестве лектора общества «Знание» был частым гостем в клубе «Авангард» плодосовхоза станицы Октябрьской. Нередко вспоминаю шумные диалоги энергетика колхоза «Кавказ» Гаркуши с Петром Ивановичем, которые заканчивались на мажорной ноте.
Но самые близкие отношения у меня были с Иваном Емельяновичем Дубиной – директором школы № 3. Его жена Раиса Ивановна – добрейшей души человек – варила очень аппетитный борщ с уткой. После вкусного обеда мы вели интересные беседы, обсуждали прочитанные книги, интересные встречи.
А с Иваном Дмитриевичем мы поддерживали дружбу, когда он уже работал в районном Совете ветеранов. Он как-то передал мне кустик саженца винограда. Я его вырастил.
Пользуясь случаем, хочу вспомнить и своих добрых кисляковских учителей, которые формировали меня как личность. В начальной школе № 48 это были директор Куша Трофимовна Лесниченко, классный руководитель Прасковья Семеновна Луговская, в СШ № 10 (теперь это 16-я школа) – завуч и преподаватель физики Леонид Васильевич Смагин, классный руководитель и учитель немецкого языка Петр Иванович Филоненко. Он был инвалидом, рука и нога у него работали плохо, писал левой с красивым уклоном влево.
С признанием и добрыми словами вспоминаю преподавателей математики (алгебры, геометрии, тригонометрии) Людмилу Степановну Бондаренко и ботаники, дарвинизма, географии Михаила Фацкова. В пятом классе уроки у нас вел Дмитрий Михайлович Руденко, который тщательно «вдалбливал» десятичные дроби нашей пестрой подростковой аудитории. Дмитрий Михайлович был среднего роста, носил офицерскую гимнастерку и галифе, а зимой – английскую шинель, шапку каракулевую, сапоги яловые. Всегда имел при себе офицерскую кожаную сумку и карманные часы. У него была красивая походка. На доске и в журнале писал старательно. Я сидел за первой партой. Нас было четверо приятелей – А. Шепель, А. Леонов, Ф. Яковенко, Г. Белый.
Позже вместе с женой Марией Пименовной и двумя детьми Д.М. Руденко переехал в Екатериновскую. Хотя в РОНО сказали, что такого учителя у них не было. Возможно, он не стал больше работать в школе.
Я очень ценю педагогический труд. Он нелегкий, направлен не только на преподавание знаний по предмету, но и на формирование личностей учеников. Педагоги, фамилии которых я назвал, – самородки, золотая россыпь. Здесь, в Октябрьской, к таковым отношу уже ушедших из мира сего Г.Ф. Оробей, В.Т. Ляха. У Владимира Тимофеевича был на уроке, вместе с ним ходили на охоту, трапезничали, много беседовали на разные темы, шутили.
Иногда полезно погрузиться в свои воспоминания, окунуться в прошлое и сравнить с настоящим, только так познается действительность нашей жизни.
Подготовила О. Подобная.
Сообщение Золотая россыпь безвозвратно ушедших лет появились сначала на Авангард Online!.