Рулевой «Лады» в этом сезоне дебютировал в качестве главного тренера клуба КХЛ, однако опыт работы в системе сборных России позволяет Браташу выстраивать крепкий системный коллектив, где раскрываются игроки, ранее находившиеся на вторых ролях в клубах-грандах, а также используются сильные стороны легионеров – лучшими бомбардирами тольяттинцев сейчас являются Трой Джозефс и Скотт Космачук. Рассмотрим наиболее положительные и отрицательные нюансы в действиях тольяттинцев.
Если игра в большинстве пока совсем не является козырем «Лады» – команда в четвёртке худших по этому показателю с 14,5% реализации – по меньшинству тольяттинцы наоборот входят в топ-4 регулярки: 84,4% нейтрализации лишнего. Разложим действия подопечных Олега Браташа в этом компоненте на три ключевых «раздела»: вбрасывания, давление, возврат и построение в зоне защиты.
Высокий процент нейтрализации лишнего во многом достигается благодаря внимательной и организованной игре на вбрасываниях. В следующем эпизоде, зная, что соперник после выигрыша «точки» будет «спускать» шайбу на полуборт, никто из игроков не устремляется в давление на «вершину», а Максим Березин (№55) сразу идёт с клюшкой в стык в одной руке (технически абсолютно правильно) на эту позицию. Понимая, что шайбу, скорее всего, отберут, игрок «Салавата Юлаева» разворачивает корпус, но на него сразу наседает второй игрок «Лады», за счёт чего совершается отбор и последующий вывод шайбы из зоны.
В зоне соперника и в средней в меньшинстве «Лада» применяет попеременное давление одним нападающим – фактически это схема 1-1-2, в которой постоянно вперёд двигается то один, то другой форвард, постоянно сменяя друг друга.
Из-за этого соперникам часто приходится искать развитие атаки в виде продвижения по борту, к чему готовы защитники «Лада» – их задачей становится плотно встречать, идти в борьбу против ближнего игрока с шайбой. Одна из задач такой игры в меньшинстве – вынуждение соперников сваливаться на вбросы в зону атаки без пересечения синей линии с контролем шайбы. А любой вброс шайбы далеко не является гарантией её сохранения – фактически это вариант «50 на 50».
После попеременного давления в средней зоне есть вариант, когда два форварда спускаются в «бокс», то есть команда переходит на схему 2-2 и играет «квадратом». Пример из матча против «Куньлунь Ред Стар». Пекинцы выполняют передачу вперёд, однако шайба упирается в сформированный «квадрат», происходит перехват – и «Лада» убегает в контратаку. Кстати, у тольяттинцев уже три заброшенных шайбы в меньшинстве в этом сезоне – это тоже один из лучших показателей регулярки.
Построение непосредственно в зоне защиты – тоже «квадрат» по схеме 2-2. При этом «Лада» не боится играть двумя нападающими очень высоко.
Это достаточно стандартная расстановка, но в чем же достигается преимущество над остальными соперниками? Это, в первую очередь, системность при возврате. Меньшинство как раз тот компонент, где «ездить по рельсам» – верная стратегия. Игроки чётко занимают свои позиции при переходе в зону защиты. Для примера сравним построение «Лады» и построение «Салавата Юлаева» на возврате в меньшинстве.
Системности у уфимцев заметно меньше, «квадрат» выглядит менее структурированным, нежели у «автозаводцев», уфимцы отдают не только «периметр», но и пространство выше «усов». И делают это в момент, когда лидеры «Лады» находятся на льду – это быстро приводит к переводу шайбы на свободного Скотта Космачука, второго бомбардира «Лады» в этом сезоне, и он отличным броском как по учебнику – в дальний угол, под руку вратарю – забивает.
Уже отмечено, что при построении в зоне защиты в меньшинстве «Лада» играет двумя форвардами очень высоко, вынуждая соперников сваливать шайбу на борт, откуда тяжелее произвести острый бросок. Никуда не исчезает и вероятность ошибки хоккеистов на «вершине», а потеря шайбы при таком положении грозит как минимум контратакой «два в один». Но и взломать данную расстановку можно, что продемонстрировал в последней игре «Амур» (2:4). При должной подготовке и разборе соперника есть возможность продумать вариант того, как «обрезать» этих двух нападающих – а если шайба остаётся за их спинами, фактически команда обороняется в формате «два против пяти» с большущей дырой в центре зоны.
При игре в равных составах «Лада» уделяет колоссальное внимание действиям в центральной оси. Вообще, присутствие центрального нападающего достаточно низко в зоне защиты при начале атаки для помощи защитникам – распространённое требование, существующее практически во всех командах.
У «Лады» оно распространяется и на ситуации, когда защитники располагаются высоко, выше «усов». В следующем эпизоде отчётливо видно, что это легко помогает «скинуть» давление «один в один» от «Салавата Юлаева», шайба отыгрывается на свободного игрока в центре, соперник даёт слишком много свободного пространства, и этот игрок может отдавать передачу на один из флангов. За счёт этого «Лада» «раскрывается» и идёт вперёд по одному из них со включением «центрального» игрока из глубины. В чём сложность для соперников? Нужно «разбирать» игроков на возврате, в особенности этого условного «центрального», но не факт, что они это сделают, потеря соперников в таких ситуациях весьма распространена для команд любого уровня без исключения.
Хороший пример того, как «Лада» умеет «раскрываться» на флангах при переходе в атаку с помощью игрока в центре – третий гол в ворота «Салавата Юлаева», ставший победным (3:2).
Несмотря на довольно строгую системность, команде Браташа хватает изобретательности в позиционных атаках. В следующем эпизоде Георгий Солянников (№62) совершает наброс от синей линии, и партнёр подправляет шайбу почти в сетку – соперников спасает перекладина. Здесь стоит отметить осознанный наброс не на пятак, а именно на левую штангу под замыкание партнёру.
Впрочем, в основном игра в атаке у «Лады», как и в меньшинстве, как и при выходе из зоны защиты и пересечении нейтральной, строится на системных столпах. Выделим основные из них. Подключение защитника из глубины четвёртым атакующим – это стало уже классикой для большинства команд КХЛ, но от этого не потеряло своей эффективности. Отличный пример – гол Максима Минеева (№51) в ворота «Адмирала».
Интересно, что обе шайбы в игре с дальневосточниками (2:3) тольяттинцы организовали именно за счёт этого варианта. Второй гол – с тем же принципом, правда, на позиции четвёртого подключающегося к атаке оказался нападающий Никита Попугаев (№81), но схема в целом идентичная.
Ещё один важный столп – игра третьего нападающего на «вершине». Это тоже используется многими командами, но эффективность не теряет. Отличный пример тому – гол в исполнении Алексея Ожгихина (№43).
А в следующем эпизоде больше вопрос к соперникам – как они оставили одного №24, Скотта Космачука, одного из лидеров «Лады»? Однако снова виден принцип, когда третий нападающий остаётся на вершине, часто выше «усов», и на него отыгрывают передачами с борта под бросок – простая и эффективная технология, в особенности, если следовать ей при каждой возможности, не сваливаться борьбу в углах, а соперники неидеальны в позиционной обороне.
Конечно, большой вклад в успехи «Лады» вносят Трой Джозефс и Скотт Космачук, на двоих набравшие уже 28 очков, однако и игроки из других звеньев не забывают таскать рояль и тоже приносят пользу в атаке, пусть и не за счёт высокой технической оснащённости. Хороший пример – тот же матч с «Куньлунем» (5:1), и четвёртая заброшенная шайба от Доната Стальнова – здесь тольяттинцы просто «закопали» соперника на пятаке, «доели» момент – такое желание игроков, помноженное на системность и действия лидеров, становятся прекрасной гремучей смесью, чтобы добывать победы против самых разных оппонентов.
Одновременно со всем этим «Лада» является одной из лучших команд регулярки по игре в обороне (33 пропущенных шайбы за 17 игр, т. е. в среднем чуть меньше двух за один матч), хотя действия в зоне защиты тольяттинцев пока далеки от идеала.
В средней зоне «Лада» использует стандартный «трап» по схеме 1-2-2.
Однако при игре непосредственно защиты порой возникают колоссальные проблемы с построением, главная причина тому – вся пятёрка тольяттинцев вместо «разбора» игроков/игры по своим позициям начинает сваливаться на наблюдение за шайбой. Пример: ни один из игроков в синей форме не замечает движения за спинами от «Салавата Юлаева» на дальнюю штангу.
Единственный пропущенный гол в игре с «Куньлунь Ред Стар» (5:1), оборона на возврате. Пекинцы идут вперёд без численного преимущества, игра «три в три», однако все хоккеисты «Лады» смотрят на шайбу и не контролируют сразу двух оппонентов.
Недавний матч с «Адмиралом» (2:3), снова вся пятёрка сваливается на наблюдение за шайбой, никто не контролирует клюшку №74 «моряков», и это оборачивается голевым броском от него.
Позади у «Лады» 17 матчей регулярки, в том числе с поездкой на Дальний Восток, и скоро может встать вопрос о планировании физической формы на сезон – был ли тренерским штабом Браташа сделан акцент на старт сезона? Любой тактической системности невозможно достичь без должного уровня свежести подопечных. Очевидно, со временем начнут добавлять и фавориты – сможет ли «Лада» к этому времени стать более структурированной командой в зоне защиты не только в меньшинстве, но и в полных составах?
Наверняка сложнее станет действовать и в атаке – за лидерами «Лады» начнут более пристально приглядывать и чаще «читать» тактику с третьим на вершине и подключениями условного «центрального» из глубины. С другой стороны, соорудить столь системный коллектив всего за три месяца, где отчётливо прослеживаются идеи, следование схемам, помноженное на искреннее желание побеждать, – великолепная работа тренерская штаба. Однозначно, «Лада» имеет все шансы, чтобы остаться магнитом для притяжения внимания к себе не только тольяттинской публики.