В одном из красноярских кинотеатров с 16 марта в прокат вышла шестая часть знаменитой слэшер-саги «Крик», которая, судя по всему, имеет все шансы пережить не только своего оригинального создателя Уэса Крэйвена (американский режиссер и автор первого фильма, умер в 2015 году — Прим. ред.), но и персонажей, засветившихся в первоначальной тетралогии.
Кинозрителя конца XX века пугать стало непросто: после изобилия в 1980-х слэшеров с маньяками на любой вкус и цвет («Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13-е», «Хэллоуин») посетители кинотеатров уже абсолютно невозмутимо взирали на очередные отрубания конечностей у незадачливых подростков, попавшихся монстрам под их когти-лезвия или мачете.
Когда к середине 90-х ситуация с конвейерным выпуском слэшер-фильмов достигла апогея (загибайте пальцы: к тому моменту на экраны уже вышло семь частей «Кошмара», десять «Пятниц, 13-х» и шесть выпусков «Хэллоуина»), Голливуд призвал на помощь Уэса Крэйвена (создателя того самого «Кошмара» с Фредди Крюгером) с целью перезапуска и реанимации жанра слэшера в глазах зрителей.
Итогом этой работы стал выпуск в 1996 году фильма «Крик», где открыто высмеивались клише всех предыдущих слэшеров и сюжет которого был щедро сдобрен отсылками на киноужасы прошлого. Для того момента это были весьма свежие и дерзкие ходы. Успешность эксперимента подтвердил кассовый успех (при бюджете в $15 млн фильм собрал $173 млн) — и спустя 27 лет афиши пестрят постерами уже шестой части франшизы.
В случае с шестым «Криком» зрителям де-факто предстоит иметь дело со второй частью новой трилогии — после того, как четвертая часть фильма (вышла в 2011) показала скромные кассовые результаты, серию решили перезапустить.
Для этого в пятой части (вышла в 2022 году) к уже привычным персонажам — «королеве крика» Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл), журналистке Гейл Уэзерс (Кортни Кокс) и полицейскому Дьюи Райли (Дэвид Аркетт) — добавили сестер Карпентер — Саманту (Мелисса Баррера) и Тару (Дженна Ортега), а также Минди (Джасмин Савой Браун) и Чеда Микс-Мартин (Мейсон Гудинг). Последние четыре персонажа успешно пережили резню в пятой части и де-факто стали новой «опорной четверкой» фильмов.
В новом фильме персонажей перемещают из привычного и тихого Вудсборо, где происходили события первой, четвертой и пятой частей, в большой и шумный Нью-Йорк, где их — сюрприз, сюрприз — вновь преследует убийца в маске и черной робе. Трюк со сменой локации «Крик» делает уже не в первый раз: во второй части персонажи перебирались в колледж штата Огайо, а в третьей — в Голливуд.
Создатели фильма также «сделали тюнинг» и главному злодею, пообещав, что эта версия Призрачного лица будет максимально жестокой и беспощадной к своим жертвам. И судя по увиденному в фильме, это обещание они сдержали.
Есть некоторая ирония в том, что стебавшийся над клише слэшеров прошлой эпохи «Крик» теперь сам постепенно связывается невидимыми нитями шаблонов, повторяющихся из фильма к фильму. Сюда можно отнести и обстановку, в которой разворачиваются основные события фильма (группа подростков сталкивается с преследующим их серийный убийцей, подозревая друг друга в том, что под маской прячется кто-то из них самих), а также сюжетные обстоятельства (тяга злодея уничтожить главных персонажей, виня их в своих семейных трагедиях, послуживших спусковым крючком к резне).
Можно ли было избежать подобного самоповторения, с учетом солидного возраста франшизы, которой в 2026 году стукнет 30 лет? Но так или иначе, кассовые сборы, которые показывает шестой «Крик» (кинолента за две недели собрала свыше $116 млн в мировом прокате при бюджете в $35 млн), явно намекают нам на то, что выпуск седьмой части в 2024 году столь же неизбежен, как и смена сезонов за нашими окнами.
Что можно записать в плюс шестой части «Крика»? Во-первых — бодрый темп фильма: буквально за первые 15–20 минут мертвыми оказываются сразу несколько персонажей. В конце-концов, дело происходит в мегаполисе — убийце есть где развернуться. Сами убийства, как уже говорилось, смакуются обстоятельно и показываются зрелищно. Призрачное лицо, помимо своего фирменного охотничьего ножа Buck 120, в этом фильме не брезгует и дробовиком, отступая от всех канонов персонажа. Фанатам серии создатели заготовили целую россыпь отсылок, малых и больших, к предыдущим частям.
В целом, «Крик 6» — не самая плохая попытка перезапуска франшизы на фоне смены зрительских поколений: новая четверка героев достаточно органично взаимодействует друг с другом, отчаянно пытаясь выжить в резне посреди гигантского мегаполиса. Для ностальгирующих «старичков» здесь нашлось место и персонажам из предыдущих частей, которые зримо и незримо участвуют в продолжении истории.
Глядя на бодрые финансовые результаты фильма, можно предположить, что Призрачное лицо имеет все шансы пережить как и своего создателя в лице режиссера Уэса Крэйвена, так и персонажей оригинальной тетралогии, которые постепенно отходят на задний план, уступая место новым лицам. А значит — шоу будет продолжаться, как минимум, до 2024 года.
Вердикт обозревателя: ★★★★☆ — уже лучше, чем прошлая часть, но для того, чтобы было совсем хорошо, нужно будет окончательно «перерезать пуповину», связывающую перезапуск с предыдущими фильмами. Вполне вероятно, что что-то подобное нас будет ждать в седьмом «Крике»...
Информацию о билетах на «Крик 6» вы можете посмотреть в разделе «Афиша» сайта NGS24.RU.