Странно говорить о дискриминации и ущемлении прав в 21 веке. Однако некоторые из нас по сей день сталкиваются с проблемами, которые порой не укладываются в голове у людей современного общества. Сегодня мы поговорим о ЛГБТК+ культуре в Беларуси и узнаем, что скрывается за предрассудками навязанных понятий.
У ЛЮДЕЙ ЕСТЬ УСТОЯВШИЕСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, КАК ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ «НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА», А Я ТЕПЕРЬ ЭТОМУ НЕ СООТВЕТСТВУЮ.
– В ЛГБТК+ сообществе я идентифицирую себя как квир (раньше – как би, чуть позже – как гей, но не чувствую, что это мне подходит так, как квир).
Я не вхожу ни в какие локальные тусовки: не хожу в местный гей-клуб или на квир-вечеринки, где много секса и запрещенки. Также не вхожу ни в какие инициативы, поэтому о культурной жизни ЛГБТК+ сказать ничего не могу.
С гомофобией как таковой я вроде не сталкивался, кроме какой-то локальной, точечной. Потому что выгляжу гетеро-нормально.
Правда, однажды меня уволили из ресторана на Зыбицкой, где я работал официантом, за то, что покрасил волосы в фиолетовый цвет. Администрация сказала, что у них есть устоявшиеся представления о том, как должен выглядеть «настоящий мужчина», а я теперь этому не соответствую.
В жизни и в интернете я открыт, но, как мне кажется, без «выпячивания». Преподаватели в университете, друзья и знакомые относятся ко мне нормально, открытой гомофобии в моей жизни нет.
Но когда у меня накрашены ногти, бывает, встречаю недоумевающие взгляды людей в метро, которые пытаются понять, парень я или девушка.
В Беларуси, а в Минске особенно, всем все равно, кто ты, если не привлекаешь слишком много внимания. Тут можно вернуться к цвету волос: когда они были яркими, ко мне вечно приставали с вопросом: «Это сейчас так мужики выглядят?», но в целом в этом нет ничего страшного.
Читайте также:
МНЕ НЕ ВЕРИЛОСЬ, ЧТО ЭТО ВСЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОИСХОДИТ И ОДНОПОЛАЯ ЛЮБОВЬ МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ТАК ПРОСТО И ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ
– С белорусской ЛГБТК+ культурой я начала знакомиться только прошлым летом, потому что в 17 лет уехала жить в Чехию. До этого момента я не встречала ни одного открытого гея или лесбиянки в Беларуси, и мне кажется, этот факт красноречиво описывает всю ситуацию с уровнем развития данной культуры у нас.
Проведя три года в Праге, я поняла, как опыт жизни на «загнивающем Западе» сильно отрезвляет твое сознание – ты видишь, как все может быть на самом деле.
Я до сих пор помню, как впервые побывала в гостях у пары девушек, увидела, как они живут. Тогда мне не верилось, что это все действительно происходит и однополая любовь может выглядеть так просто и по-человечески.
Я-то на тот момент уже привыкла рисовать в голове картинки, где однополая пара в кольчуге вынуждена обороняться от нападков грозных тугодумов-односельчан. А тут такое: пьют чай на диване из IKEA и даже кота завели! Больше всего поражают обычные бытовые радости, потому что к такому контексту ты не привык.
У нас же привыкаешь, когда твои сверстники – представители той самой токсичной маскулинности, услышав слово «гей» где-то вдалеке, начинают плеваться и кричать, а их разговоры каким-то образом моментально разворачиваются в сторону висельниц, костров и шоковой терапии.
Забавнее же всего, что люди у нас хотят иметь все возможные привилегии развитого европейского общества, но при этом ментально оставаясь там же, где и сейчас. Однако изменение массового сознания и его развитие – это принципиально важный и необходимый шаг для такого рода перемен.
ЛГБТК+ комьюнити в Беларуси живет закрыто. Конечно, находясь в самой тусовке так не скажешь, наверное, но все мы хотим жить в безопасности, и раз ее не предоставляет нам общество, мы вынуждены обеспечивать ее самостоятельно.
Причин гомофобии настолько много, что я бы написала об этом томик-другой. Но если вкратце, в основном зависит это от того, что нас не учат думать, устанавливать причинно-следственные связи и анализировать информацию.
От этого наши города полны персон, у которых весь мир нарисован по схеме «Огонь – горячо, баба – красиво, геи – бить». Ни один гомофоб никогда не сможет четко донести мысль насчет своей позиции, потому что конструктивность находится по другую сторону баррикад.
Так получается, что все, что им остается, – это ругань, агрессия и ненависть.
Я помню, как во время своего первого прайда (англ. Gay pride. – Прим. ред.) получила одно из самых сильных положительных потрясений в жизни. Среди пришедших нам встретилась кучка бритоголовых персонажей, которые плевали в людей, показывали средний палец и кричали что-то нецензурное.
А в ответ на это семитысячная колонна улыбалась и посылала знаки мира. Тогда меня будто насквозь пронзило четкое ощущение, что любовь всесильна перед ненавистью.
А вместе с этим и острая боль из-за того, что все эти люди, пропагандирующие добро, в жизни сталкиваются с непринятием, физической агрессией, отказом семьи и близких, кто-то даже вынужден бежать из родной страны из-за угрозы жизни в связи с ориентацией.
Ты думаешь об этом и пытаешься найти хоть какое-то объяснение подобному поведению – но его нет и быть не может.
Организатор квир-вечеринок «Петушня», актер британско-белорусского театра HUNCHTheatre
КТО-ТО РЕШАЕТСЯ ЖИТЬ ОТКРЫТО, ОСОЗНАВАЯ РИСКИ, НО ПРИ ЭТОМ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СВОБОДНЕЕ. КОГО-ТО УСТРАИВАЕТ ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ «В ШКАФУ»
– Жизнь ЛГБТК+ людей в Беларуси самая разная. Разумеется, она будет более защищенной и комфортной для какого-нибудь паренька, работающего в сфере красоты, чем для сотрудника силовых ведомств или подростка в глубинке, вынужденных скрывать свою идентичность даже от самых близких людей из-за невозможности найти понимание в своей среде окружения.
Кто-то решается жить открыто, осознавая риски, но при этом чувствует себя свободнее, как я. Кого-то устраивает прожить жизнь «в шкафу».
Мне удалось сформировать довольно широкий круг общения, в котором в принципе не может возникнуть давление или непонимание по причине той или иной сексуальной ориентации.
Для огромного количества людей в Беларуси, особенно задействованных в креативной сфере, этот аспект значит примерно столько же, сколько цвет глаз или размер ноги. Решая деловые вопросы, приходится выходить из своего пузыря комфорта и иногда сталкиваться с несерьезным отношением.
Если мне очень важен этот контакт, я перешагну и позволю человеку узнать себя лучше. Как правило, это заканчивается адекватным сотрудничеством.
Но в целом я не терплю подобное невежество, в наше время предрассудки относительно ЛГБТК+ людей приводят меня в недоумение, буквально ставят в ступор, и я понимаю, что вряд ли по другим вопросам мы думаем в одном направлении и сможем прийти к пониманию. Предпочитаю сразу оборвать такой контакт.
К сожалению, ЛГБТК+ люди в силу определенных исторических и культурных обстоятельств до сих пор должны постоянно доказывать остальным, что они если не лучше, то хотя бы такие же люди.
Меня этот вопрос мало волнует. Зачастую в проектах, в своем блоге и просто в публичных местах я нарочито демонстрирую то, что конвенционально сейчас считается ужасным и отвратительным. Меня это забавляет, а также отсеивает ненужных людей и притягивает новых и интересных.
С давлением и непониманием все справляются по-разному.
Мои родители, учителя, близкие люди, которые долго и хорошо меня знают, вложили в меня осознание того, что я супер, и никакой посторонний кричащий мне в спину оскорбления мужик это понимание в моей голове не разрушит. Это просто жалкое зрелище.
Тем, кому, к сожалению, по какой-то причине досталось меньше любви в детстве и на этапе взросления, говорят, зачастую помогает психотерапия. Но главное, как мне кажется, окружать себя правильными людьми, не причинять боль другим и любить себя.
Главное, что стоит знать о ЛГБТК+ людях: они везде. Это ваши друзья, члены вашей семьи, ваши учителя и ученики, коллеги, соседи. Вы уже общаетесь с ЛГБТК+ людьми каждую неделю, каждый месяц, а может быть, каждый день. Причем это близкие вам по духу или в каких-то рабочих процессах люди.
Должно ли действительно ваше к ним отношение измениться, когда они перестанут придумывать истории о несуществующих парнях или девушках? Действительно ли пол, к которому ваши близкие испытывают романтическое и/или сексуальное влечение, является определяющим фактором вашего отношения к этому человеку?
Подготовила Маргарита Дорожкина
Фотографы: , Арина Семенкович; Модель: , Алексей Тухтаров; Стилист: Визажисты: , Арина Васильева Одежда: Dress Zara, Belt Off-White
Текст gorodw.by