О работе по сокращению числа проверок и необоснованного административного вмешательства деловую жизнь президенту РФ Владимиру Путину доложил глава Генеральной прокуратуры Игорь Краснов на расширенном заседании коллегии ведомства. В своем выступлении он отметил, что прошедший год стал очередным испытанием для бизнеса. Санкционное давление нарушило устойчивые коммерческие связи, систему взаиморасчетов, логистику и многие другие составляющие хозяйственной деятельности.
Для стабилизации ситуации руководством страны приняты беспрецедентные меры по поддержке и стимулированию предпринимательской инициативы. В свою очередь прокурорами повышены уровень и оперативность принятия надзорных решений, основанных на презумпции добросовестности бизнес-сообщества. После установления в марте моратория из планов проверки в короткий срок было исключено около 200 тысяч мероприятий контролёров, почти такое же их количество отклонено при согласовании соответствующих проектов на текущий год.
«Обеспечено исполнение Вашего, Владимир Владимирович, поручения о недопустимости проверок неопасных объектов. В итоге число запланированных проверок стало рекордно низким с 2009 года, что сегодня у нас отмечается практически всеми. Доля отклонённых внеплановых контрольных мероприятий в прошлом году впервые составила почти 70 процентов», – сообщил Краснов. По его слова, по инициативе Генпрокуратуры, правительство отменило все ранее данные поручения и о внеплановых проверках.
Постоянная связь с предпринимателями позволила во многих регионах страны оперативно восстанавливать их права в кредитно-банковской сфере. Например, в Санкт-Петербурге пресечено, по сути, двукратное необоснованное повышение банком процентных ставок по кредитным договорам с хозяйствующими субъектами – с 11 до 22 процентов. Выплачены долги по исполненным контрактам на общую сумму более 20 миллиардов рублей. Важно отметить, что остаток долга за последний год сократился почти вдвое.
Были и другие особенности надзора, нетипичные для прежних лет. В целях недопущения нарушения прав иностранных инвесторов наше реагирование позволило продолжить работу в России ряду крупных международных компаний и брендов. Вместе с тем проблемы сохраняются.
На фоне отмеченного сокращения проверок увеличились случаи необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность органов полиции. «Все это делается под видом рассмотрения обращений, проведения оперативно-разыскных и профилактических мероприятий. Как известно, такие рейды нередко заканчиваются представлением материалов следствию и возбуждением уголовных дел по экономическим составам, которые затем годами расследуются зачастую без видимых судебных перспектив. И все это время над предпринимателем как дамоклов меч нависает угроза уголовного преследования и тотальная зависимость от усмотрения должностных лиц следственных органов», – подчеркнул Краснов.
Генпрокурор считает, что необходимо в кратчайший срок завершить полную ревизию таких уголовных дел, производство по которым ведется свыше одного года.